ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И (ПО)ЭТИЧЕСКОЙ ДИСКРЕДИТАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ИМИДЖЕНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Своеобразный “анализ” президентской политики предпринял неизвестный стихотворец. Видимо, не имея возможности, или не пожелав, довести суть своих критических взглядов в другой форме, он (или его сторонники?) воспользовался нестандартным подходом, рассчитанным на эпатаж и шок.
Пожалуй, впервые в столь необычной откровенной форме (если не считать открытых публикаций некоторых журналистов) можно домысливать (или уже фиксировать?) скрытый ропот “снизу” в адрес первого лица республики.
Разумеется, это не лирика, а очень жесткий жанр политической сатиры (гротеска и пародии). Воздерживаясь от оценки литературных достоинств произведения неизвестного автора, приведем текст полностью, имея в виду “первую ласточку”, которая, как полагаем, свидетельствует о том, что:
а) предвыборная гонка, отриентированная на избрание очередного Президента РС(Я) (22 декабря 1996 г.), неофициально уже началась;
б) политическая оппозиция располагает достаточно талантливым кадровым составом, готовым перейти в атаку;
в) критика проводимой политики содержит ряд конструктивных и заслуживающих внимания моментов;
г) основная цель написания стихотворения - дискредитация имиджа действующего Президента РС(Я), а также правящего режима;
д) главной особенностью (что не может не вызывать тревогу) является безусловное присутствие в этом изрядно хулиганском стихотворении такого устойчивого психологического эффекта восприятия, когда говорят: “глас народа - глас Божий”, - что не может не настораживать (если это действительно глас народа).
Как говорится, заранее предупрежденный - это заранее вооруженный.
Поэтому приведем первоисточник. Текст следующий:
Вот вам правителя портрет:
Кудрявый с проседью брюнет,
По-брежневски пусторечист,
Глобальных мыслей коммунист.
“Культурной страстью” опьянен,
За счет народа строит он:
“Мы иностранцев бросим в жар!” -
Мечтает постветеринар.
Сей “идеолог красоты”
Довел людей до нищеты
И у республики “Саха”
К спине прилипли потроха.
К сему, вдобавок, наш герой
Затеял конференций рой:
“Пусть, в пику продранным штанам,
Все флаги в гости будут нам!”
Чтоб иноземцев ублажить,
Застольем надо отплатить.
Так где ж вы, трезвые умы?
Ведь это - пир среди чумы!
А наш затюканный народ
Все ту же песенку поет
И в словославной кутерьме
Всё чаще слышишь:“М.Е.” да “М.Е.”.
Таков республики “отец”.
Когда ж придет ему конец?
1) Не следует недооценивать силы оппозиции, о чем свидетельствует содержательная часть при формировании негативного “политического портрета” на примере вышеприведенного текста.
2) Особенность рассматриваемого текста - в том, что анонимный пародист стянул в тугой узел три фактора по дискредитации: политику, поэзию и этику. И эти три фактора следует рассматривать в имидженологическом срезе.
3) Оппозиция очень изобретательно использует выразительные особенности смысло-образа, или имиджа, действуя им, воистину, как тараном, на сознание потенциального избирателя:
- ставятся под сомнение привлекательность внешнего облика (что этически некорректно) и ораторские способности (“пусторечие”);
- завуальвированно указывается на патриархальный (“республики отец”) и авторитарный стиль руководства (“правитель”);
- наличие правопреемственности с брежневским и коммунистическим режимом, “глобализм” и “культурная страсть” (читай: проводимая политика в сфере культуры и науки);
- ставится под сомнение легитимность той власти, которая существует “за счет народа”;
- ставится под сомнение профессиональная компетентность (“постветеринар”, “давел народ до нищеты”,);
- присутствует сожалеющее и несколько ироничное отношение к народу (у народа “продранны штаны”, “к спине прилипли потроха”); в то же время утверждается: народ способен лишь что-то мычать нечленораздельное, “словославная кутерьма”, “наш затюканный народ все ту же песенку поет”, - что почти калькирует известную поговорку: “каждый народ заслуживает правителя, которого заслуживает” или (в более скабрезной подаче: “каждый народ имеет то правительство, которое его имеет”;
- ставится под сомнение эффективность внешнеполитических мероприятий Президента.
- выражается пожелание-призыв смены правящего режима республики; это, так сказать, главный функционал цели предвыборного марафона для предполагаемой оппозиции с ее апелляцией к потенциальным союзникам: “Так где ж вы, трезвые умы?”.
Есть поговорка: в тихом омуте все черти водятся. Она как бы специально создана для имидженологии, ориентированной на все цвета и оттенки политического спектра. Существует аксиома имидженологии, которая гласит: публичное формулирование стереотипа может существенно отличаться от его собственного содержания, искажать его. Существуют методы, создающие желаемый, но далекий от реальности облик и образ политика. Предлагаемый вниманию текст интересен именно в этом отношении. Субъективистское истолкование образа, его новое истолкование, в случае широкого внедрения его в общественое сознание, может внести существенную поправку в соотношение сил на предстоящих президентских выборах.
Правомерен вопрос: какова вообще степень опасности лозунгов и стереотипов политической оппозиции по дискредитации, направленных на изменение формирования имиджа того или иного политического деятеля?
Известно: “не убив медведя, шкуры не продавай”. Стихийный имидженологический настрой народной (или элитарной?) оппозиции работает на упреждение именно вопреки этой сентенции. Этот настрой снимает и продает “шкуру”, так сказать, ментально, силою одной лишь мысли. Так или иначе тиражируя ее через фольклор, СМИ и иные официальные и неофициальные каналы, имидженология способна вторгаться в ситуацию, дезавуировать, обесценивать, менять знаки и значения устоявшихся образов, искусственно менять приоритеты и предпочтения. В принципе, вряд ли найдутся возражения против, так как политика сплошь и рядом отклоняется от своего идеального состояния - чесности, но как искусство возможного помноженного на пристрастный политический интерес, работая на вырост - в срезе предполагаемого развития республиканской и общероссийской политической культуры - остается надежда на формирование конструктивной (именно конструктивной!) оппозиции в политике.
Виктор СКРИПИН,
Аналитическая записка
1) Имидженология (imeginology) - от “an image” (англ.яз.), т.е. “образ”. Комплексная обществоведческая дисциплина, включающая в себя элементы социологии, политологии, психологии, этнологии и т.д., предметом которой является изучение стереотипизированных политических образов (имиджей) как совокуностей эффективных средств формирования политического процесса и управления последним. Имидженология узучает процессы фабрикования и изменения относительно устойчивых политических представлений (стереотипов), влияющих на политическую реальность и поведение социальных (контр)агентов, формирующих ситуацию политической реальности посредством образов (имиджей), конструируемых, инспирируемых, провоцируемых стихийно или сознательно. Основная задача имидженологии - разработка методологических средств изучения и непосредственной коррекции практической политики, вторжения в нее и манипуляции в условиях сложно стратифицированного общества гражданского типа, то есть при наличии определенных демократических традиций, а также на уровне межгосударственных отношений. - прим. В.С.2) Произведение неизвестного стихотворца, исписанное мелким убористым потчерком на листе простой ученической тетрадки, подметнули в почтовый ящик сотрудника Аналитического центра при Президенте РС (Я), откуда оно и было успешно извлечено. - прим. В.С.