ПОТЯНЕТ ЛИ СПАРТАК ДВОЙНОЙ МАНДАТ ДОВЕРИЯ?
По всем признакам, президентура - в предкризисном состоянии. Затянувшееся бездействие лиц принимающих ответственные решения в нашей славной республике предполагает вероятность тихого отстранения (или самоотвода) вице-президента от исполнения его конституционных обязанностей. Ибо, как известно, Спартак Борисов заявил: “Город не брошу!” Занятная, получается картина: после победы на выборах и торжественной процедуры вступления в должность, лидер республики так и не продиктовал указа о вхождении в должность своего напарника - нового вице-президента. Заминка вышла. Избиратели, голосовавшие в поддержку вице-президента, требуют разъяснений, обращаются с петициями. Мэрия завалена письмами жителей столицы. Народ недоумевает. Трудовые коллективы ропщут. Президент хранит странное молчание. Присутствует какая-то недосказанность. Попытка дать объяснение блокируется внегласной цензурой. Возникает предчувствие, словно какой-то злой гений тщится искусственно стравить друг с другом наши властные группировки. Действительно, скрытых противоречий отрицать невозможно. В чем закавыка, известно: требуется компетентное обоснование (во исполнение авторитетных президентских предвыборных обещаний) необходимости и целесообразности совмещения должностей Вице-президента Республики Саха (Якутия) и Главы Администрации г.Якутска (на срок до очередных выборов главы Администрации г.Якутска). Попытаемся суммировать в некое попурри то, о чем бесхитростно ропщет простой обыватель:
- негоже держать граждан в обстановке почти беспрестанных выборов, которые тяжким бременем ложатся на госбюджет, формируемый за счет кармана налогоплательщика, сие будоражит общественность, спокойствие и гражданское согласие;
- избрание главы администрации проводить в установленные сроки, никаких досрочных выборов мэра не осуществлять;
- учесть многочисленные обращения жителей столицы (г.Якутск) и граждан республики о целесообразности временного совмещения должностей главы администрации г.Якутска и Вице-президента Якутии при отказе от получения денежного вознаграждения главы администрации;
- обратить внимание представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общественности на исторически сложившийся, апробированный на практике прецедент, который “де-факто” фиксируется вокруг проблемы совмещения должностных полномочий бывшего вице-президента республики Вячеслава Штырова, когда последний успешно и в интересах общего дела совмещал, по авторитетному поручению президента Якутии, два ключевых поста - должность Вице-президента республики и Президента АК “Алмазы России-Саха” (и Президент, и Конституционный суд и Госсобрание в отношении “прецедента Штырова” однозначно и безоговорочно допускали легитимность (а стало быть “де-юре”) совмещения должностей, никаких криминалов не усматривалось;
- фигура Спартака Борисова - крупного и влиятельного представителя консервативного (социалистического) ядра и прагматического (технократического) ядра - должна обеспечить взаимную терпимость представителей различных социальных слоев, гибкий компромисс и органическую преемственность политического режима республики, переживающего сложный период становления государственности и упрочения экономического, гражданского (национального) и политического суверенитета;
- основной политический аспект такого решения очевиден, соответствует фундаментальным программным положениям президента: “гражданский мир, стабильность и спокойствие”;
- упрочение базовых принципов самоуправления и взаимодействия с органами государственной власти требует, чтобы Вице-президент республики совмещал обязанности мэра. Тем самым, именно аппарат Вице-президента в лице Спартака Борисова будет тем “стыковочным модулем”, который позволит на переходный период обеспечить гармоничную координацию самоуправляющихся муниципальных служб столицы республики с органами госвласти;
- не подобает игнорировать положительную конструктивную роль, место и значение поста Вице-президента в общей системе еще не окрепших, не до конца сложившихся сдержек и противовесов в государственности;
- в общей системе сдержек и противовесов ветвей власти недопустима неопределенность должностных полномочий и прерогатив вице-президента. Именно расплывчатость, некодифицированность этой ключевой должности является фактором дестабилизации ветвей власти, создает препоны дальнейшей гармонизации взаимоотношений внутри президентской команды.
Если смотреть глубже и дальше, то налицо противоречие двух единоборствующих моделей государственно-политического устройства республики: президентской и парламентской.
Потенциально обнаруживается присутствие скрытого конфликта, зреющего внутри “партии власти”. После декабрьских выборов, обнаружились некоторые предпосылки противостояния внутри президентуры. В чем они выражается? Несмотря на наличие этической и личностной подоплеки (невыполнение целого пакета предвыборных обещаний руководителем республики, данных кандидату на пост вице-президента), прочитывается объективный смысл внутренних проблем этого института: правовая непроработанность полномочий вице-президента в “Законе о Президенте Республики Саха (Якутия), отсутствие четкого и однозначного определения круга его прерогатив, отсутствие реальных механизмов урегулирования возможных трений и расхождений.
О несоответствии конституционных устройств России и Якутии, о необходимости приведения их в соответствие сказано много. Актуальность конституционной реформы вряд ли вызовет возражения. Нередко мы оперируем абстракциями, к особенностям евразийской политической культуры не имеющим никакого отношения: “гражданское общество”, “разделение властей”, “система противовесов”, “импичмент”, “правовая демократия” , “самоуправление”.
Обеспечить смычку оснований личности, общества и государства чрезвычайно сложно. Особенно затруднительно воссоздать в обновленном виде институт самоуправления (например, муниципальных ассоциаций, а не только самоуправляющихся аграрных общин). Дореволюционная земщина пореформенного периода предполагала посословное представительство. Ныне социальный состав размыт и аморфен, особенно в городах - рассадниках отчуждения.
Именно поэтому, власть в лице действующих президента и вице-президента (на переходный период) может, и должна, создать уникальный стыковочный модуль с самоуправляющимися ассоциациями под крышей столичного муниципалитета. При такой постановке вопроса целесообразность совмещения двух должностей находит свое логическое обоснование, завершение и может фокусироваться на Спартака Борисова, уникальным образом получившего двойной мандат доверия своих избирателей, обеспечивших ему сверхлегитимный статус народного избранника. Не соображения политической целесообразности, а острейшая необходимость, настоятельно диктует поиск политико-юридических оснований, обеспечивающих возможность и необходимость экстренного внесения существенных корректив в законотворческий процесс субъектов, имеющих право законодательной инициативы. Тут мы столкнулись со случаем, когда законотворческий процесс не поспевает за динамикой насущных запросов жизни общества.
Сколько бы ни говорили о нормативных юридических препонах, факт наличия изрядных пробелов в российском правовом пространстве (нередко напоминающем прокрустово ложе) диктует задачу ускорения законотворческого процесса.
Несмотря на наличие крохотных зачатков парламентской демократии, политическая система Якутии является во многом аморфной, а потому неустойчивой. Властная “элита”, во многом выморочна и не соответствует реальной структуре и запросам общества, уровню политического сознания населения республики.
Асимметричная ситуация (с точностью до наоборот) сложилась в России и Якутии. В России затянувшаяся “временная” недееспособность Бориса Ельцина заставляет политиков вспомнить о восстановлении должности вице-президента. В Якутии, напротив, налицо желание определенной части политиков (а не народа) избавиться от поста вице-президента, упразднить его так же, как и в России, после драматических событий октября 1993 г.
Судьба вице-президентства - особая государственная проблема, не-решение которой автоматически ввергат общество в пагубу политического кризиса. Остается гадать, будут ли предприняты шаги по обострению обстановки? Кто будет нести за это ответственность? Вариант эскалации кризиса предвидеть нетрудно. В общих чертах его можно экстраполировать следующим образом.
Прежде всего, будет подписан запоздалый президентский указ о вступлении Спартака Борисова в должность вице-президента и сложения полномочий главы администрации г.Якутска.
Далее, необходимо склонить на свою сторону депутатский корпус, оказав особое давление на Комитет по законности, с тем, чтобы убедить Госсобрание в необходимости внесения конституционных поправок, направленных на упразднение поста вице-президента (очень просто: нет поста - нет проблемы). Может быть, именно поэтому законопроект “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия)” временно приостановлен до выработки общего плана действий.
На должность временно исполняющего обязанности мэра г.Якутска прийдется предложить альтернативную кандидатуру по представлению вице-президента.
Президенту прийдется огласить указ Центризбиркому о подготовке досрочных выборов нового главы администрации г.Якутска в указанные сроки (предположительно: май или декабрь 1997 г.) и начинать подготовку предвыборного марафона.
Отвлекая общественное внимание предвыборной шумихой и войной компроматов, тот или иной субъект законодательной инициативы (например, правительство), внесет конституционную поправку об упразднении института вице-президентства. Механизм внесения изменений и дополнений в Конституцию к тому времени будет готов и проведен отдельным законопроектов через госсобрание. Официальная мотивация будет простой: приведение конституции республики в соответствие с российской.
Если события развернутся по предложенному сценарию и если за конституционные нововведения проголосует две третидепутатов, - можно с достаточной степенью уверенности говорить о трансформации государственно-политического устройства и даже о своеобразном мирном “политическом конституционном перевороте” (если целокупный комплекс поправок качественно видоизменит свою форму, - получим президентскую республику со стопроцентной гарантией автократии, что столь созвучно особенностями характера президента).
Застрельщикам поправок в тесном сотрудничестве с практическими организациями прийдется тщательным образом прогнозировать допустимое противодействие общественности и определенных политических сил - как внутри “партии власти”, так и за ее пределами. Шума не миновать, но конкретные мероприятия по нейтрализации многочисленных приверженцев Спартака Борисова надлежит планировать заранее. Совершенно исключено, что роль оппозиционной силы могла бы взять на себя одна из ветвей власти. Такое допущение, как представляется, имеет лишь абстрактное (внепрактическое) значение.
Основа генезиса политической администрации и формирования властных взаимосоотносящихся элит России и Якутии несколько (и весьма существенно) отличается от цивилизационных западноевропейских моделей. Посткоммунистические трансформации привносят в политический процесс немалые проблемы, изученность которых должно поставить под сомнение. Вот почему, как представляется, изложенная модель может получить свое воплощение. Хотя бы и частичное. Нет ничего невозможного.
Особенно если иметь в виду, особенность политической культуры: по неписаному правилу, общественное сознание склонно воспринимать президента не как живую личность, а в качестве особой сакральной, тубуизированной персоны. Укоренилась “бесспорная” аксиома: действия первого лица республики - вне моральной оценки. Благодать власти (харизма), персонифицированной в образе президента, воспринимается как священная данность и не подвергается критическому разбору.
Лидер республики, кажется, пообещал Вице-Президенту то, что не в силах выполнить. Это самый поразительный аспект, наметившейся в последнее время тенденции раскола внутри президентуры.
Таким образом, пытаясь выявить главного виновника и основные причины наметившегося подспудного разлада, приходится констатировать небезынтересную ситуацию, сложившуюся внутри властного истеблишмента:
1) Первостепенными причинами кризиса президентуры является несовершенство действующего законодательства, в частности Конституции, а также, не исключено, взаимное непонимание и недоверие двух высших должностных лиц, которыми движут субъективные моменты: трения, личное соперничество и (возможно) психологическая несовместимость.
2) Как предполагают некоторые эксперты, давление одного высокопоставленного имярека из московского министерства, пытавшегося по междугородке в самый последний момент оказать воздействие на президента (а через последнего - на Конституционный суд), в пользу кандидатуры Василия Власова, а не Спартака Борисова. Зампред правительства Василий Власов принял предложение баллотироваться и подал документы в ЦИК на соискание поста вице-президента, будучи заверенным в том, что кандидатура Спартака Борисова будет отвергнута полюбовно, без трений.
3) Между тем последовало окончательное постановление Конституционного суда, степень гибкости которого, несмотря на указание свыше, все-таки ограничивалась катастрофическим цейтнотом, явно недостаточным для экстренной перегруппировки аргументации “в нужном направлении”. Окончательный замысел не прошел, что послужило причиной немой сцены ближайщих сподвижников президента. Чтобы избежать ненужной огласки, бросающей тень подозрения на искренность высшего должностного лица, Василию Власову пришлось срочно отзывать свои документы из ЦИК. Нет слов, - нанесен большой удар по самолюбию видного политика. Но ни Власов, ни президент над решением Конституционного суда были уже не властны: невозможность осуществить обжалование - досадное обстоятельство: “суров закон, но это закон”.
4) Оставалось смириться перед первоначальным выбором. Тем паче, именно такой, и только такой, выбор, учитывая немалый авторитет мэра среди населения, принес в конечном итоге сокрушительную победу господину президенту, от которой он не может оправиться и поныне. Процедурные нестыковки и нарушения официального вступления в президентскую должность (инаугурацию) следовало бы списать на отсутствие этикета, опыта, скверное знание протокола, но если верить компетентным источникам, тень отчуждения высшего должностного лица и нового вице-президента впервые проявилась именно на театральных подмостках. Есть ситуации, которые не нуждаются в словесных пояснениях.
5) Импровизированные кадровые перегруппировки и чистки президент, руками своего уполномоченного (нынешнего руководителя администрации) так или иначе стал осуществлять без компетентного согласования и авторитетных рекомендаций нового вице-президента. Не осталось незамеченным, что представление высших руководителей исполнительной власти новому председателю правительства Валентину Федорову осуществлялось без участия вице-президента. Каждый из присутствующих, наверное, задал себе вопрос: чего стоит президентское слово?
6) Между тем, президент, ссылаясь на чрезмерную занятость, несколько раз отказал вице-президенту в аудиенции. Лишь незадолго до своей очередной поездки в Москву (до 18 января) состоялась продолжительная (около трех часов) беседа, результаты которой, как полагают компетентные источники, не привели к какой бы то ни было определенности.
7) Варианты проектов реорганизации структур исполнительной ветви (министерства, комитеты, департаменты) рассматриваются новым главой правительства Валентином Федоровым без компетентного участия вице-президента, не согласовываются с ним.
8) Назрела необходимость поставить перед депутатами принципиальный вопрос о разграничении должностных функций первых лиц государства, более четко в отдельном законе “О вице-президенте Республики Саха (Якутия) определить прерогативы вице-президентства как неотъемлемого института президентуры. По сведениям из администрации президента, с законодательной инициативой по вопросу внесения законопроекта о вице-президенте выступил 1-й зампред палаты республики Вячеслав Филатов.
9) Необходимо отвергнуть (как заведомо неприемлемый) вариант упразднения должности вице-президента, на что, надеется определенная часть госбюрократии. С поправкой на упреждение подзаконных инициатив, следует отметить, что решение об упразднении поста вице-президента будет квалифицироваться как грубое посягательство на Конституцию Республики Саха (Якутия).
10) В рамках “прецедента Штырова”, с учетом требований избирателей и граждан республики, имеет смысл поставить вопрос о возможности и целесообразности совмещения двух должностей вице-президента и главы администрации столицы республики. Или: что положено Юпитеру, не положено быку?
11) Неопределенность статуса вице-президента не должна превратиться в арену соперничества между политическими лидерами, поиск приемлемого компромисса необходим.
12) Надо вывести узкокорпоративные интересы на линию широкого гласного обсуждения, что послужит дополнительным условием формирования гражданского правосознания. Требуется именно ликбез, ибо не всякий посвящен в сложную подоплеку постоянно меняющегося соотношения сил и непредсказуемых инноваций кадровой политики. Дело прессы - не заниматься подцензурными реверансами, а давать обстоятельный перечень идей, борение которых будет формировать публичное мнение, приведет к положительным результатам.
13) Президенту прийдется преклонить колени перед волей избирателей, ибо он всего лишь слуга граждан республики и обязан неукоснительно и беспрекословно подчинятся своему высшему руководителю - народу.
Будет ли проявлена мудрость или вице-президент станет очередной фигурой торга и кулуарных интриг? Положительный или отрицательный ответ на поставленный вопрос будет дан. Слово за господином президентом.
Виктор Скрипин,
Туймаада, №5(57)