НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ
Завершение президентских выборов, предопределило осуществляемую ныне реорганизацию госаппарата. И, хотя правительство не ушло в отставку немедленно, грядущие кадровые перемены воспринимаются как неизбежность.
Как будет перестроена президентская команда? Досужие слухи и скудные заметки прессы дают ясно понять, что, кроме первого лица республики и нового руководителя воссоздаваемой вновь, Администрации Президента, на поставленный вопрос исчерпывающего ответа дать не сможет никто. Информационный вакуум создает атмосферу напряженного ожидания не только у чиновничества. Остается домысливать и строить предположения.
Безусловно, отдельные блоки из старой президентской пирамиды будут использованы. В общих чертах конструкция возводилась по следующей иерархической вертикали: наверху - Президент, далее по нисходящей - вице-президент, председатель правительства, служба безопасности президента, пять советников президента, пресс-служба, руководитель администрации президента, секретариат администрации президента, сектор оформления документов президента.
В администрацию президента входили: управление делами, контрольное управление, государственно-правовое управление, главное управление по работе с органами исполнительной власти. Управление делами состояло из общего отдела, авиабазы, гостиницы, бухгалтерии, сектора инженерного обеспечения, хозяйственного отдела, МОП, авиа-кассы, бюро пропусков, сектора писем и обращений, множительного бюро, сектора приема и отправлений, сектора машинописи и архива. Контрольное управление взаимодействовало с сектором контроля информации, кадровым отделом, отделом ЗАГС, отделом наград, спец-сектром, вторым отделом. Государственно-правовое управление взаимодействовало с сектором законодательной деятельности и сектором правовой экспертизы. Главное управление по работе с органами исполнительной власти, возглавляемое заместителем руководителя администрации взаимодействовало с отделом по работе с местной администрацией, отделом по работе с министерствами и ведомствами и протокольным отделом. Отдел по работе с министерствами и ведомствами состоял из шести секторов: снабжения и торговли, аграрно-экологический, промышленно-производственный, по внешним связям, социально-культурный, финансово-экономический. Вице-президент имел свой секретариат. Председатель правительства осуществлял общее руководство через заместителей председателя правительства, каждый из которых имел помощника. Аппарат администрации по состоянию на 23 октября 1992 г. (без МОП, отдела ЗАГС и гостиницы) насчитывал 116 человек.
В перечне номенклатурных ценностей первостепенное значение приобретает судьба структуры, ее места в общей иерархии. Не интересы дела и ложный патриотизм, а другое волнует среднестатистического чиновника - вопрос о собственной судьбе. Разброс эмоций ограничен, варьируется в зависимости от калибра, веса и ранга: один обеспокоен тем, как отсидеться, другой мечтает усидеть в кресле, третий планирует, кого бы подсидеть.
Управленческие структуры пребывают в апатии. Юрий Кайдышев, председатель правительства, накануне выборов уходит в отпуск. Алексей Томтосов, бывший 1-й зампред правительства, отправляется с повышением в Миннац России, на должность заместителя министра. Еще до выборов снят с должности директор президентского Аналитического центра Анатолий Новиков, на пост которого назначен никому не известный стажер-исследователь Д.Дьячковский. Затем - руководитель помощников президента Владимир Данилов. Еще ранее по воле президента ушли Дмитрий Шамаев генеральный директор Национальной авиакомпании “Саха-авиа”, проработавший в НАК с февраля 1993 по 5 марта 1996), и Николай Кальченко, бывший генеральный директор “Якутскэнерго”, вместо которого поставлен Юрий Саввинов, указом от 31 декабря 1996г., директор Северных электрических сетей.
Юрий Саввинов является лидером фракции товаропроизводителей республики, 1940 г.р., русский, бывший электромонтер Якутской ТЭЦ. В 1995 - кандидат в депутаты Государственной Думы РФ, председатель регионального отделения общественного движения “Союз народов России”, возглавлял региональный список кандидатов “Конгресса Русских общин” (КРО - Скоков, Лебедь, Глазьев). Инициатор идеи создания механизма общественного контроля за внебюджетными фондами социальной ориентации в Якутии.
Кому-кому, а этим высокопоставленным функционерам (за исключением, пожалуй, Саввинова) было, что терять. Персональные автомобили, почет и уважение, путевки, поездки за рубеж, оклады. Так, ради примера: по сост на 1 июля 1996 г. должностной оклад Николая Кальченко установлен в размере 6 млн 220.7 тыс рублей (т.е. равен 22-х кратному минимальному окладу работника 1-го разряда основной профессии); с января по июль 1996 г. (вместе с отпускными: 86 млн.555 тыс руб.). Кальченко получил на руки 464 млн. 934 тыс. руб. Впрочем, по сравнению с другими, это не столь уж и большая сумма.
После 22 декабря 1996г., получив карт-бланш на второй срок, президент как бы решил опровергнуть истину “короля играет свита”, получив редкостный шанс решительно разобраться с сверхзатратной, разросшейся до неимоверных размеров и зарвавшейся госбюрократией.
Выбор пал на опытнейшего аппаратчика Василия Власова - главного исполнителя президентского замысла. Указом №1 от 2 января 1997г. “О создании Администрации Президента Республики Саха (Якутия)” Власов назначется руководителем Администрации. Кандидатура не была случайной, о чем свидетельствует его послужной список.
Заместитель председателя Правительства РС(Я), член Совета Департамента по финансам, кредитам и валютным ресурсам РС(Я). 1945г.р. Русский. Образование высшее. Кандидат технических наук. Бывший инжинер института “Якутниипроалмаз” (Мирный). Куратор алмазодобывающей промышленности. Опытный партийно-номенклатурный функционер, начавший свою карьеру еще при Гаврииле Чиряеве, 1-м секретаре Якутского ОК КПСС. В 1990-1993гг. - 1-й зампред Верховного Совета Я-СССР и ВС РС(Я). С 1993г. - зампред правительства - директор департамента пенсионной службы. Участник многих правительственных делегаций. Руководитель многих научно-практических конференций и семинаров. Входил в оргкомитет Вместе с А.Илларионовым, В.Артамоновым, Л.Горевой, В.Топорковым, В.Ивановым, М.Яковлевым и У.Винокуровой по подготовке семинара, состоявшегося 23-28 октября 1994г., “Проблемы федерализма на практике: взаимоотношения субъектов федерации в федеративных государствах”. Председатель оргкомитета (май 1995 г.) по руководству подготовкой и проведением международной встречи “Новая Россия в мировом алмазобриллиантовом бизнесе”. Не случайно именно Василий Власов распоряжением Президента от 20.07.95 г. №365-РП был назначен председателем оргкомитета по празднованию 5-летия суверенитета Якутии (27 сенября 1995 г.).
Кандидатура Власова рассматривалась в качестве одной из альтернатив на должность вице-президента республики. Но он уступил Спартаку Борисову, хотя и испытывал противоречивые чувства. Следовательно, правы те, кто рассматривает новое назначение Василия Власова в качестве определенной компенсации.
Далее происходит отстранние от работы пресс-секретаря Виктора Журавлева (с переволом в ЯСИА). Покинули свои посты два помощника президента - Евгений Базанов и Андрей Мыреев. Пока еще не сошли с дистанции три помощника: Виктор Леконцев, Михаил Федоров и Алексей Дягилев. Тихо ушел со сцены Владимир Гуляев: президент отстраняет его, бывшего полковника КГБ от руководства Аппаратом совета экономической безопасности (он возвращается в ФСК и приступает к работе эксперта-консультанта). От руководства Секретариата Президента отстраняется Степан Татаринов, и на эту должность назначается Климент Корякин, бывший директор-министр Департамента по работе с территориями. Впрочем, Климент Корякин свое назначение должен воспринять без особого энтузиазма.
В контексте этих перемен, в которых с трудом, но все-таки просматривается некая логика, рассматривается возможность перевода на другую работу министра финансов Владимира Птицына. Наибольшая вероятность его нового назначения, какая-то финансовая структура в системе алмазо-бриллиантового комплекса.
31 декабря 1996г. президент проводит инаугурацию - торжественную церемонию вступления в должность. Номеклатура пристально всматриавется в инаугурационный президиум, недоумевая: где Федот Тумусов? Многие не так и не заметили финансового координатора выборов. Он сидел на галерке, в последних рядах огромного театрального зала оперы и балета, втянув голову в плечи с мрачным выражением лица.
Федот Тумусов, президент Финансовой Корпорации “Сахаалмазпроминвест” (ФП САПИ); президент фонда IUBS (куда входят: М.Е.Николаев, Н.Г.Малышев, Н.И.Федоров, З.С.Федорова, А.А.Федоров, Е.А.Сидорова, А.Н.Божедонова, А.С.Николаев, А.Г.Степанов, Т.Ю.Пахомова, М.Ф.Миронов, Д.Ноттосов, В.С.Осипов, А.А.Федоров). Основная задача Фонда IUBS - “привлечение на базе инвестиционного потенциала республики российских и иностранных инвесиций на модернизацию экономики республики. Фонд вправе выступать доверительным управляющим имущества, переданного ему участниками в доверительное некоммерческое управление, без права отчуждения этого имущества без согласия собственников.; внештатный советник Президента РС(Я) по финансовым вопросам (Указ Президента РС(Я) от 01.04.96 г.); доктор экономики. Автор нашумевшей книги “Финансы республики: от прошлого к будущему” в которой подготовлены прекрасные цветные фотографии “Тумусов и Президент”, “Тумусов и Штыров”, “Тумусов и народ”, автор самостоятельно додуматься до так называемой “системы Тыгыната”, под которой понимается единение государственной власти и “управления саха”, или “совокупность духовной и административной власти”. Участвовал в составе официальной правительственной делегации - группа деловых и научных кругов - (с 10 по 15 сентября 1995 г.) в работе Генеральной Ассамблеи и Второй конференции Северного Форума в г. Саппоро (Хоккайдо, Япония). Участвовал в делегации РС(Я) в г.Красноярск - семинар “Промышленная перестройка в Красноярском крае” 11-13 октября 1995 г. (Вместе с Р.Бурнашовым, В.Артамоновым, М.Бруком, А.Степановым). Указом Президента РС(Я) от 1 августа 1996 г., в целях реализации инвесиционного потенциала РС(Я) путем объединения финансовых ресурсов, валютных ценнстей республики для привлечения российских и иностранных инвесиций и эффективного финансового менеджмента.
Задумчивым был и Спартак Борисов. Разговоры в кулуарах дома правительства о том, что именно Спартак Борисов должен получить должность председателя правительства, не оправдались. Какая уготовлена роль экс-мэру в системе исполнительной власти? Остается только догадываться. Вячеслав Штыров подтвердил, что намерен состредоточиться на АК “АРС”. Впрочем, ничего больше ему пока не оставается. Оказавшись вице-президентом, Спартак Борисов, возможно, не согласиться играть роль свадебного генерала. Путь назад, в мэрию заказан. Город остался без мэра. Еще раньше такая же судьба постигла и г.Нерюнгри, после проводов Эдуарда Эстерлейна в Москву на повышение.
Спартак Борисов, преемник Алексея Томтосова на посту мэра, победил на выборах на должность главы администрации г.Якутска 26 марта 1995 г. 1936 г.р., уроженец Олекминского района ЯАССР. Русский. Образование высшее, закончил Якутский госуниверситет, инженер-строитель. Служил в СА (срочный призыв). Работал слесарем-монтажником, мастером, прорабом на стройплощадках Братской ГЭС, Коршуновского ГОКа. В Якутию вернулся в 1966г. За эти годы под руководством С. Борисова было создано крупнейшее на Северо-Востоке страны строительно-монтажное объединение, при участии которого построены алмазоизвлекающие фабрики, сооружения промышленного комплекса Южной Якутии, Депутатский оловорудный комбинат и др. Значителен вклад руководимого С.Борисовым коллектива монтажников в социально-экономическом развитии г.Якутска: это ввод в действие Якутской ГРЭС, домостроительного комбината, хлебозавода, птицефабрики, объектов сельского хозяйства, инжинерных коммуникаций г.Якутска. По инициативе С.С.Борисова в объединении “Востоктехмонтаж” была создана своя социальная инфраструктура: подсобное хозяйство, база отдыха (профилакторий “Чэбдик”, спортзал, плавательный бассейн), пионерский лагерь, детсады. В г.Якутске С.С.Борисов проживает 30 лет, активно участвует в общественной жизни города, избирался депутатом Якутского городского Совета, Верховного совета ЯАССР, ЯСССР, РС(Я). Был по распоряжению Президента с 19 по 26 июля 1995 г. в командировке в Москве в составе правительственной группы для решения вопросов финансирования, строительных программ, погашения задолженности предприятиям РС(Я), подготовке к зиме (вместе с В.Бредихиным, Ю.Трофимовым, А.Кугаевским). Был назначен (вместе с Климентом Корякиным) заместителем председателя оргкомитета по празднованию 5-летия суверенитета Якутии (27 сенября). По представлению Президента РС(Я) М.Е.Николаева, С. Борисов выдвинут на соискание должности вице-президента РС(Я) на выборах 22 декабря 1996г. Коммунист: член КПСС, член КПЯ. Высоко оценены заслуги С.С.Борисова. Он - заслуженный строитель РС(Я). Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина от 23 февраля 1993 г., “заслуженный строитель России”, член-корреспондент Международной академии информатизации с 1995г.). За личный вклад в строительстве и своевременный ввод особо важных объектов горнодобывающей промышленности, строительной индустрии награжден тремя оргденами Трудового Красного Знамени, орденом дружбы народов.
Ранее сформировавшийся скрытый компромисс президентского режима с коммунистами в лице “красного мэра”, внес некоторые коррективы в “розовый режим”. Спартак Борисов оказал неоценимую услугу президенту. Как знать, каково было бы соотношение сил и исход президентских выборов, в случае, если бы мэр вступил в предвыборный марафон в тандеме с Артуром Алексеевым? По крайней мере, николаевский режим склоняется в сторону большего прагматизма, отходит от старых мировоззренческих предрассудков.
В январе 1997г., в преддверии возможного (и почти неизбежного) начала алмазной войны с “Де Бирс” руководство компании “Алмазы России-Саха” вынуждено было осуществить экстренную реорганизацию Центра маркетинговых исследований в Аналитический центр АК “АРС” во главе с Леонидом Толпежниковым. Функции центра - “организация и координация информационно-аналитической работы, сбор, обработка и анализ экономической, политической и коммерческой информации, выявление и изучение факторов, определяющих положение Компании на рынке; выработка оптимальных организационных форм, стратегическое управление и планирование”. Таким образом, в самый критический и сложный момент своей деятельности Компания решила мобилизовать свои кадровые и интеллектуальные силы, фактически повторив инициативу Президента, который еще в 1993г. принял решение о создании своего Аналитического центра (Указ от 3 августа 1993г. №505).
Прогнозировать роль Аналитического центра при Президенте не представляется возможным. Осведомленные лица утверждают, что центр с самого начала создавался как секретная спецслужба для проведения политического мониторинга и выполнения особо важных заданий президента. При всех издержках пресловутого “покушения на Конституцию”, автор записки №79 оказался прав в главном: Конституция республики грешит несовершенствами, что признают и депутаты. Основной Закон республики в некоторых своих статьях противоречит Конституции России. Парламент чрезмерно затратен.
Проблемы усовершенствования парламента - Госсобрания Ил Тумэн - связаны со следующими социальными и политическими особенностями нашей республики:
1) отсутствие четкого расслоения общества, размытость и аморфность социальных слоев, неблагоприятные финансово-экономические (и прежде всего налоговые) условия для формирования среднего класса предпринимателей, опираясь на который, только и возможно строить рынок, а не заниматься бездуминым протребительством.
2) Отсутствие динамических связей между политическими партиями и общественно-культурными организациями; искусственный, карликовый характер социально-политических структур сводит на нет возможность появления конструктивной политчической оппозиции.
3) Непропорциональность административно-территориального представительства улусов в представительном органе народовластия - Госсобрании - парламенте республики.
4) Отсутствие законодательных основ самоуправления общества. За исключением российского указа “Об общих принципах местного самоуправления”.
Эффективность работы “непрофессиональной” Палаты Республики и “профессиональной Палаты Представителей” вызывает определенные сомнения. Отрицать это невозможно. Не потому ли газетчикам не удалось представить в виде пугала “а ля Пиночет” автора узколобой примитивной в интеллектуальном отношении “секретной” записки? В народном сознании образ этого литератора-графомана связывают с выходцем из народа, а не аппаратчика старой генерации. Издерганному кризисом неплатежей народу обласканный президентом “опальный” Мякумянов намного ближе, чем наши народные избранниники, заседающие в респектабельных кабинетах, вход в которые защищен от избирателей постовым милиционером.
Обижены те, кто активно помогал главе нашего суверенного государства и кого в ближайшем будущем подвергнут сокращению, сместят, понизят в должности. Ушат холодной воды на голову президентской команды - хорошее средство закалки. Впрочем, лишь наивные могли бы расчитывать на иной исход. Не им достанутся медные трубы. История не раз демонтрировала именно такое развитие событий. Реальная власть не всегда живет категориями этики и всегда избавлялась от тех своих соратников, которые чрезмерно расчитывали на благодарность.
Известно, что кадры - это управленческий ресурс. Представляет интерес, кого, когда и как будет назначать, перемещать или смещать Президент, новый Председатель Правительства и руководитель Администрации. Перемещения позволят проследить траекторию кадровой политики, этапы, принципы и подходы к формированию аппарата.
Опасности все те же: кумовство, келейность, клановость, компонование госструктур по земляческому или кумовскому принципу. Удастся ли на этот раз преодолеть эти издержки или следует оставаться реалистами, выражая скептическое отношение к утверждению, что будто бы именно профессионализм - главный критерий формирования аппарата?
Приведет ли административное реформаторство Василия Власова к положительным результатам? Согласно постулату Трутмена, если назначается специальный человек для контроля за достоверностью исходной информации, обязательно найдется изобретательный идиот, который придумает способ, чтобы непроверенная информация прошла через этот контроль. Согласно теореме Стакмайера, если кажется, что работу сделать легко, это непременно будет трудно. Если на вид она трудна, значит, выполнить ее абсолютно невозможно.
Можно предположить, что Администрация не имеет заранее подготовленной выверенной схемы создания реструктурализации аппарата. Главная ошибка - отсутствие прагматического, научного институционального подхода к формированию новых властных структур. Ближайшее будущее покажет, так ли это.
Заявление об отставке Юрия Кайдышева, председателя правительства республики, - это скорее всего вынужденный жест, который совпал по времени с приездом в Якутск Валентина Федорова, экс-губернатора о.Сахалина. Оправдается ли надежда на этого реформатора?
Валентин Федоров, 1939 г.р., уроженец г.Якутска. Русский, член КПСС. Окончил Институт народного хозяйства им.Г.В.Плеханова, работал в Госплане ЯАССР. Окончил целевую аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. Работал научным сотрудником ИМЭМО АН СССР, заведующим отделом общих проблем империализма в академическом журнале “ИМЭМО”. В 37 лет защитил докторскую диссертацию. Находился в шестилетней командировке в ФРГ, изучая концепции западногерманской школы неолиберализма. Профессор Московского института народного хозяйства им.Г.В.Плеханова. Бывший председатель Сахалинского облисполкома (избран 18 апреля 1990г.). Вице-президент Российской ассоциации промышленников и предпринимателей.
Кандидатура Валентина Федорова по представлению президента, возможно, будет утверждена Госсобранием на должность председателя правительства. Валентин Федоров призван создать положительный образ (имидж) предполагаемой “новой” экономической политике и новой власти. Новому руководству требуется свежий прилив номенклатурных сил. Обстоятельный академический подход и экономические идеи, помноженные на опыт губернаторства - вовсе не так уж плохо. Если Валентин Федоров располагает готовыми моделями выхода республики из экономического тупика, что не очевидно. Если он согласиться с уже обнародованными программами и концепциями социально-экономического развития Якутии, что тоже не очевидно.
Возможно, высшее руководство республики намерено повторить опыт нижегородского губернатора Бориса Немцова. Тот в свое время активно сотрудничал с лидером “Яблока” Григорием Явлинским.
Волюнтаризм высших огранов власти в кадровой политике проявился в смещении и назначении руководителей некоторых акционерных банковских и акционерных промышленных структур. Пример: “Саха-Авиа”, “Якутскэнерго”. Последний пример - смена руководства “Сахабилиибанк”. Миронова сменил Афанасий Федоров, бывший заместитель директора по финансам Внешнеэкономического центра “Сахаинтерагро”. Это иллюстрирует нарушение принципа коллегиального подхода к назначению и смещению руководителей акционерных структур, роль акционерных профессиональных сообществ существенно ущемлена волевыми распоряжениями первого лица нашей республики, оказывающегося способным единолично смещать и назначать выборных руководителей. В этом можно усмотреть признаки неправовой демократии.
Функциональное взаимное дублирование министерств, департаментов и комитетов - иррационально и расточительно. Аппарат превратился в огромный механизм п(ро)требительства средств налогоплательщиков, заплыл жиром. По данным отдела финансирования органов госвласти управления и правопорядка Министерства финансов, доля управленческого персонала в общей численности постоянного населения по итогам 1995г. в Якутии увеличилась более чем в 27 раз по сравнению с общероссийскими показателями! Аппарат напоминает известную картину “Ленин на субботнике”: кто-то несет весь груз, а кто-то держится, имитируя бурную деятельность. Необходимость дублирования - не только в чрезмерном покровительстве многочисленным соискателям должностей, уповающих на то, что “блат сильнее совнаркома”, но и в несовершенстве российских структур, автоматически тиражируемых на уровне субъектов Федерации. Трудно объяснить, почему у нас одновременно и параллельно существуют и дублируют друг друга Госкомитет по нуке, образованию и технике, Департамент по подготовке национальных кадров, Министерство образования и Министерство культуры. Непонятно, зачем и почему создавался Фонд IUBS-Саха, если существует Ассоциация банков Якутии. К чему нам Министерство экономики и Министерство финансов, если существует Департамент по валюте и финансам?
Вызывает большой скепсис содержание Указа от 9 января 1997г. “Об образовании Объединения административно-хозяйственного обеспечения деятельности Президента и Правительства РС(Я)”.
“Упразднение Главного управления делами Президента и Правительства через переименование в Объединение - попытка сохранить старую структуру под новым названием с минимальной реорганизацией.
При Будимире Слепцове (бывший управделами) номенклатура росла, как на дрожжах. Административный аппарат в целом по республике увеличился до 4,5 тысяч чиновников.
В смысле корпоративных связей, важно отметить, что герои двух президентских указов Климент Иванов и Будимир Слепцов одно время работали вместе. Их судьбы пересекались в п.Дружина. Климент Иванов занимал должность 1-го секретаря Абыйского райкома КПСС, а Будимир Слепцов был 2-м секретарем Абыйского райкома КПСС, под началом Яковлева Николая Никитича, тогдашним председателем Абыйского райисполкома, Сам Президент в то время был секретарем Верхневилюйского райкома КПСС, находясь в подчинении у Максимова Ивана Гавриловича (1-й секретарь) и Долгунова Василия Сергеевича (2-й секретарь).
Будимиру Слепцову поручено в двухнедельный срок “на хозрасчетной основе” разработать Положение об Объединении и его структуре. Бросается в глаза заведомая предзаданность указа и некритическая уверенность в том, что в заранее определенный срок бывшему управделами удастся предусмотреть и решить все сложные вопросы, связанные с реорганизацией (“упразднением”) Управления в Объединение.
Было бы разумнее осуществлять формирование структуры и форм организации (Положение об Объединении) в жесткой увязке всех принципиальных вопросов с формирующейся Администрацией Президента при непосредственном участии нового руководителя (Василий Власов) и его заместителя (Григорий Полушкин).
Такмим образом, приходится констатировать:
1) необходимость и целесообразность реорганизация аппарата не вызывает сомнения; весь вопрос в том как, каким образом, по каким схемам и проектам осуществляется реорганизация;
2) указы по реорганизации отдельных структур государственного управления по характеру своему императивны и волюнтаристичны (страдают субъективизмом), т.к. отсутствует заранее разработанный и выверенный план реорганизации, отсутствуют типовые проекты новых структур (цели, задачи, функции, механизмы действия), отсутствует их квалифицированная экспертиза;
3) речь, видимо, идет не о плановой реорганизации, а скорее всего о широкомасштабном экспромте, итоговые результаты которого содержат в себе много неопределенностей с непредсказуемыми последствиями;
4) к проблемам реорганизации аппарата допущен чрезвычайно узкий круг аппаратчиков, приближенных к президенту; причем, нет гарантии, что эти аппаратчики взаимодействуют между собой, профессионально координируют проекты положений создаваемых, или воссоздаваемых структур;
5) президентский аппарат варится в собственном соку;
6) происходит номенклатурная чистка и частичная ротация кадров, принципы которой неопределены;
7) ”упразднение” дублирующих структур подменяется косметическим переименованием;
8) неэффективно работает юридическая экспертиза, т.к. отдельные положения президентских указов, на наш взгляд, уже пришли в некоторых своих статьях в противоречие с установленными нормативными законодательными актами и нормотворческой работой Госсобрания (Ил Тумэн).
9) реорганизация аппарата осуществляется без четкого организационного взаимодействия с представителями законодательной ветви власти - Госсобрания, а исполнительная ветвь власти в лице министерств, департаментов, комитетов пассивно ожидает кадровых перестановок и возможных упразднений.
10) кадровая политика президента и правительства республики - это тайна за семью печатями, принципы руководства и подбора управленческих кадров неопределены.
11) в условиях ограниченной гласности и неплановости осуществляемой реорганизации, граждане вправе предполагать, что происходящие изменения осуществляются на старых принципах личной преданности нижестоящих чиновников вышестоящим, земляческой, корпоративной, партийной принадлежности. Что же касается профессионализма, опыта и образования - в иерархии современных номенклатурных ценностей они тоже имеет немалое значение. К сожалению, - далеко не качестве первостепенных условий.
12) аппетиты республиканской госбюрократии не совпадают с интересами экономических реформ общества.
13) идея особого патерналистского характера власти насаждается через СМИ правящей элитой в сознании граждан не случайно. На рынке власти разменной монетой становятся отдельные функционеры. Это неизбежно: при наличии огромных отрядов самовоспроизводящегося чиновничества количество руководящих кресел и должностей всегда ограничено, хотя всегда имеет тенденцию к увеличению.
А.Гринев (Скрипин),
политический обозреватель // Туймаада, №2(54),1997г.)