РОЛЬ ВИЦЕПРЕЗИДЕНТУРЫ В ЯКУТСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ:
К ПРЕДЫСТОРИИ НОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ
Как известно, сессия Госсобрания 5 марта 1998г. утвердила структуру пятого по счету - с 1991 года - правительства.
В кулуарах, задолго до расширенного заседания парламента, муссировались варианты итогового проекта. Персональный состав последних назначений освещался в СМИ лаконично, с поправкой на нежелательные пересуды и заведомо предполагаемую дискуссионность кандидатур членов правительства, туманность в распределении министерских портфелей, функциональных полномочий, особенностей предстоящей оптимизации, а также грядущих финансовых затрат по содержанию госаппарата. Информационные лакуны оставляют простор различным скептическим трактовкам со стороны налогоплательщика. Вот почему есть резон обратиться к некоторым малодоступным источникам конфиденциального характера, дабы заранее попытаться понять, как расставляют фишки на игровом поле “ярмарки тщеславия”.
Незадолго до торжественной президентской инаугурации, вице-президент инициативно проявил озабоченность в формировании правительства, представив господину Президенту собственное оригинальное видение картины аппаратной перетряски, в виде отдельного пакета, озаглавленного “Предложения о реорганизации структуры органов исполнительной власти РС(Я) на второй срок президентства М.Николаева с учетом новой структуры федеральных органов исполнительной власти”.
Документы представляют исторический интерес. Актуальность их доселе не утрачена, хотя бы в смысле попытки уяснить, по каким все-таки принципам и предпочтениям могла формироваться политическая элита, кто из вицепрезидентского “золотого кадрового резерва” способен сейчас, или в обозримой перспективе, рассчитывать на гарантированное особливым патронажем вхождение в обойму “небожителей” от истеблишмента.
Текст “Предложений по реорганизации” с грифом “для служебного пользования”, визирован вице-президентом 24 декабря 1996 года, составлен в двух экземплярах и содержит признаки сенсационной новизны, поскольку впервые на уровне официального подтверждения, с исчерпывающей откровенностью, проясняет фрондёрскую позицию Спартака Борисова в его давешнем затяжном непримиримом споре с Президентом. Суть дела нетрудно изложить одной фразой, цитируем: “Вице-президент РС(Я) должен совмещать должность Председателя Правительства РС(Я), так как в Конституции РС(Я) и Законе о Правительстве РС(Я) прямого запрета на данное совмещение должностей нет: аналогичное решение принималось Верховным Советом РС(Я) и Президентом РС(Я) в 1992 году по назначению Вице-президента Штырова премьер-министром РС(Я)”. Бесхитростное признание экс-мэра в желании сесть аж сразу на три стула - всего-лишь стародавний эпизод, ибо хотеть не вредно. Но только сейчас, с оглашением новейшего состава правительства, вопрос окончательно списан в архив - без ревнивых подозрений на рецидив и возможность обжалования. Слава Богу, лидером правительства по праву стал Василий Власов - бывший глава президентской администрации, ранее тянувший основное тягло вицепрезидентуры.
По Конституции Якутии, второе лицо республики обязано координировать работу президентской администрации. Тут-то и возникает сомнение. Во-первых, не предъявлено никакого вице-президентского отчета о проделанной работе перед парламентом первого и второго созывов. Парадоксально, но в “Схеме функционирования исполнительной власти” (“Приложение №2” к “Предложениям от 24 декабря 1996г.”) вообще отсутствовало всякое упоминание об Администрации Президента, ее структуре, функциях, задачах, - это, во-вторых. Т.е. объекта координации как бы не существовало. В “Предложениях” советовалось ограничиться горизонтальной триадой (если не считать главу и членов правительства): 1) вице-президентский секретариат, 2) главное управление делами президента и правительства, 3) управление по работе с представительными и судебными органами.
Объективности ради, следует признать: самое ценное в “Предложениях” - варианты кадровых перемещений части госноменклатуры, коей так или иначе загодя пробовал “порадеть” вице-президент. На посты двух первых зампредов предлагалось назначить Василия Власова и Егора Борисова. В кресла зампредов рекомендовались: Николай Соломов (явное протеже “монтажника-высотника”), а также Александр Акимов, Климент Иванов, Руслан Шипков и “особенно” - по старой памяти - Семен Назаров. Заслуживает специального внимания выморочная до косноязычия “субъективка” на последнего:
“Назаров С.Н. - как руководитель успешной предвыборной компании Президента должен рассчитывать на возможные следующие назначения:
1. Постпредом РС(Я) при Президенте РФ в г.Москве, в случае ротации Климента Иванова, как наивысшая оценка его предвыборной работы с точки зрения высшей элиты руководства республики;
2. И.о. мэра г.Якутска, как исполнение его сокровенного желания;
3. Зампреда правительства, как нормально восходящий служебный рост, так как Назаров до сих пор является зампредом “через тире” (остается министром строительства и архитектуры);
4. Первым зампредом правительства - по возможной наметке Президента;
5. Управделами Президента и правительства - по кремлевским понятиям оценки особых заслуг, на примере Чубайса.
Профессионально и по призванию Назаров может работать зампредом правительства по вопросам здравоохранения, образования, культуры, науки, молодежи. Видимо, вопрос дальнейшей карьеры Назарова - прерогатива только Президента”.
Планировалось создать 18 министерств (в том числе министерство по чрезвычайным ситуациям). Помимо ныне действующих (Валерий Федоров - МВД; Симон Анастатов - УФСБ; Виталий Артамонов - МВС; Людмила Горева - минюст; Иван Сивцев - минсельхоз, Андрей Борисов - минкультуры, Евгения Михайлова - минобр; Владимир Топорков - миннац), на должности министров инициировались кандидатуры: минпром - Владимир Дьяконов (директор ГП “Депутатсколово), минприроды - Петр Шишигин, минпищепром - Марта Францева (гендиректор “Швея Севера”), минэкономики - Ольга Алексеева (шеф Госкомстата), минфин Анатолий Николаев (председатель правления “Сахакредитбанк”), министерство ТЭК - Лазарь Филиппов (с условием: “если договориться с Филипповым не заниматься коммунистической идеологией на посту министра”), минздрав - Владимир Александров (начальник Медцентра), минтруда - Климент Корякин (руководитель президентского секретариата).
В качестве достойной замены на должность нынешнего постпреда в Москве (Климента Иванова), вице-президент видел таких известных функционеров, как Василий Власов, Виталий Артамонов и Федот Тумусов.
Председателями госкомитетов предлагалось назначить: С.П.Сидорова - председателем Госкомматтехснаба (вместо Владимира Членова, в случае упразднения Минматресурсов); В.Л.Шемчука - председателем госкомторгрезерва (вместо упраздняемого Минматресурсов); В.И.Птицына - председателем Госкомстата (“в порядке ротации”, вместо Ольги Алексеевой); Ш.Ф.Мубаракова - председателем Госкомстрой архитектуры (вместо Николая Юхименко, в случае реорганизации министерства в госком).
На должность ответработников правительственного аппарата “сватали”: Анатолия Кима - помощником премьер-министра (“очень мобильный товарищ”, “обладает феноменальной памятью”, “по призванию, является помощником крупного руководителя”); Диану Желобцову - руководителем Аппарата секретариата председателя правительства (“аккуратна, исполнительна и коммуникабельна”); Петра Онуфриева - начальником организационно-кадрового управления (“опытный, знающий, ответственный работник”); Александра Уарова - начальником управления координации социально-экономической работы (имеет “ученую степень” бакалавра экономики); Бориса Трескова - начальником оперативно-контрольного управления (подполковник МВД в отставке, ранее - зам мэра столицы, директор Горпромторга”); Христофора Горохова - пресс-секретарем председателя правительства (по исключительно лестному отзыву вице-президента, именно зам главного редактора газеты “Туймаада”, “человек энциклопедических знаний”).
Кроме работающих руководителей комитетов (или департаментов), рекомендовалось кооптировать в правительство начальниками подразделений Е.Н.Лукину и В.В.Шепелева (научный сотрудник).
Администрация Президента - весьма эфемерная епархия для вице-президента, который, согласно статьи 76 Конституции, считается главным “координатором”. И при Василии Власове там сидели классные, эрудированные ребята, но, увы, не люди вице-президента. С назначением очередного премьера (Власов), президентскую администрацию возглавил “золотарь” от образованщины Жирков, с которым пришли новоиспеченные заместители - Яковлев и Козлов. Им еще предстоит “порулить” и попытаться приобрести доверие коллектива.
История не любит сослагательного наклонения, однако списывать со счетов “вицепрезидентскую рать” и “трудовые резервы” рановато. Знание вышеприведенной и аналогичной информации о кадровых симпатиях и антипатиях главнейших боссов Якутии способно многое прояснить в ориентированном на перспективу раскладе сил властного Олимпа.
Удастся ли вице-президенту наладить результативное взаимодействие с парламентом, правительством, судебными органами и президентом? Каким образом будет “координировать” президентскую администрацию вице-президент? Не упустил ли он свой шанс уже дважды: в декабре 1996 года (когда Власов пришел) и феврале 1998 года (когда Власов ушел)? Перед вице-президентом стоит дилемма: либо отсидется за бордюрами - либо использовать последний шанс? Администрация, как показала годичная практика, успешно научилась обходиться без высочайшего кураторства второго лица. Почти риторическим остается вопрос: получит ли вицепрезидентура (как при Вячеславе Штырове) своего подлинного лидера или же роль “свадебного генерала”, без боя, бездарно отказавшегося от “двойного мандата доверия” народа, - удел, на который обречен автор “Предложений о реорганизации структуры органов исполнительной власти”?
Виктор Скрипин