МЫСЛЕПРЕСТУПЛЕНИЕ ФЕДОТА ТУМУСОВА
(АНТИПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФРОНДА)
В 18 декабря 2000 г. лидер ФПК САПИ Федот Семёнович Тумусов провёл пресс-конференцию, посвящённую критическому разбору со-авторского произведения двух президентов - Михаила Ефимовича Николаева и Нурсултана Назарбаева "Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века" [подробно см.: www.compromat.ru]. Выступление Федота Тумусова перед журналистами состояло из трёх частей:
1) хронология личных его (Федота) взаимоотношений с президентом РС (Я);
2) критика экономических, "стратегических", "футурологических" просчетов саха-президентской Millennium-программы;
3) политическая оценка событий вокруг ФПК САПИ с изложением особенностей конфликта с властным истеблишментом, подготовившем проект президентского указа о передаче функций САПИ под высочайшую компетенцию Комдрагмета РС (Я).
Основные разделы "стратегической" Millennium-программы президента Якутии "Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века", по мнению Ф.С. Тумусова, следует квалифицировать сугубо отрицательно. Была сделана дежурная оговорка: специалисты, привлекаемые к написанию президентской программы, - люди компетентные, уважаемые. Но тексты оказались не согласованы, ибо "стратегию" лепили в спешке. Вроде бы, к позиции можно прислушаться: как-никак Федот Тумусов - доктор экономики, президентский советник по финансам, стоял у истоков формирования экономического суверенитета республики. Оценка так называемой "Стратегии развития" для Якутии дана Ф.С. Тумусовым в следующих убийственных формулировках в адрес президента Михаила Ефимовича Николаева: "экономический идеализм", "доморощенная мистика", "авторитаризм", "волюнтаризм", "узкое понимание ресурсов", а попросту - ерунда, бред… Неужели, вступление Якутии в новый век, новое тысячелетие - обернётся полным крахом самых радужных надежд? Неужели правители Якутии настолько далеки от реальности, что поведут республику в тупик? Неужели первый президент Якутии утратил стратегические ориентиры?
В этой связи Ф.С. Тумусов доверительно рассказал журналистам историю о том, как 30 декабря 1999 г. президент Якутии М.Е. Николаев пригласил к себе на банкет-аудиенцию шестерых высокопоставленных функционеров, среди коих присутствовали и спикеры палат Госсобрания, последним было предложено поставить свои визы под Millennium-программой: представители законодательной власти всё-таки. "Эпохальный" значимости документ требовал легитимации. Увы, народные депутаты отказались брать на себя ответственность без скрупулёзного изучения документа. Помолчав пару минут, президент предложил гостям покинуть банкет. Наверное, обиделся.
ЗА ДЕНЬ ДО ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
За день до пресс-конференции аргументы против упомянутого Millennium учёный огласил по каналу "Мастер-TV". Ещё ранее потерпели неудачу его попытки обнародовать своё мнение на страницах официоза "Якутия" и других СМИ. Зря старался: негласный запрет даже на критику президента Якутии действует железно. Тумусов как человек учёный почему-то вообразил, что в науке незыблем авторитет истины. Наивный, он слишком много на себя берёт. Не принято в Якутии критиковать авторитет власти, иначе народ заподозрит, что им управляют и не совсем умные люди. Вот почему мнение многомудрого доктора экономики (пусть он хоть "семи пядей во лбу") - ничто против мнения руководства республики. Не побоимся сказать: тумусовская претензия перечить правителю Якутии - не проявление эрудиции, а мыслепреступление. Если мы идём по пути Туркменистана, то должны уважать своего "якут-баши". Не удивительно, в тот же день программа "Саха Сирэ" лаконично упомянула о пресс-конференции, да и то на якутском языке. Тогда же состоялась вечерняя телепередача ведущей Аллы Кондратьевой, проведшей занимательную беседу с чиновником Института региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) Егором Григорьевичем Егоровым и заместителем руководителя президентской администрации Геннадием Владимировичем Толстых: оба увлечённо восхищались гениальным стратегическим замыслам президента Якутии. Е.Г. Егоров (кстати, тоже доктор экономических наук) без труда разрушил преступный тумусовский скептицизм: мол, главное в нашей стратегии - уникальные природные ресурсы (алмазы, нефть, газ, уголь, лес и проч.), кои позволят привлечь в будущем иностранный капитал, иностранных спецов, иностранные технологии, иностранную технику и иностранную рабсилу. Остальное - ерунда, ибо мы как хозяева ресурсов всегда будем получать доходы от экспорта сырья, о нём позаботятся всё те же иностранцы. В 1999 г. экспорт дал Якутии $ 2 млрд. USD, а новом тысячелетии, по авторитетным прогнозам Е.Г. Егорова, в 3-5 раз больше. Стало быть, якутяне будут жить лучше, чем в Кувейте: всё сделают за нас иностранцы. No problems! Смысловой посыл понятен: "Ты, хоть и Федот, да не тот!" (впрочем, оговоримся, имя Федота Тумусова вообще - из деликатности - не упоминалось в передаче).
ХРОНОЛОГИЯ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Политика - концентрированное выражение экономики. На пресс-конференции, помимо разбора спорных мест экономической "стратегии", выявились и политические аспекты. Федот Тумусов обозначил хронологию личных взаимоотношений с президентом Якутии. Фабула такова: будучи аспирантом Академии общественных наук СССР (1989), он, Федот, впервые познакомился секретарём Якутского обкома КПСС. На выборах в Верховный Совет Якутской-Саха Советской Социалистической Республике (1991) Тумусов баллотировался от Мегино-Кангаласского района, но пришлось встретить неудовольствие М.Е. Николаева, безуспешно лоббировавшего в иную кандидатуру. Одержав победу на выборах, Федот активно выступал за рыночную экономику и демократию. Такова первая "ошибка", усугубившая отношения с правителем республики. И тот и другой, как вечные антиподы, находились по разные стороны баррикад: один - на правом (демократическом) крыле, другой - на левом (коммунистическом). Тогда же, в 1991 г., формировался институт президентуры. Тумусов и Николаев случайно встретились в московской гостинице "Москва". Между двумя закадычными оппонентами произошла острая дискуссия: быть ли Якутии парламентской или президентской? Будущий президент (М.Е. Николаев) горячо ратовал за президентскую форму правления, а себя, конечно, видел во главе её. Напротив, будущий лидер ФПК САПИ (Ф.С. Тумусов) выступал за парламентскую. Ф.С. Тумусов отговаривал М.Е.Николаева баллотироваться в президенты, считая, что только Прокопий Дмитриевич Осипов (тогдашний директор каскада Вилюйских ГЭС) - самая достойная и перспективная личность. Такова вторая "ошибка" Федота. Как председатель комитета по развитию рыночных отношений и предпринимательства Верховного Совета Якутии, Ф.С. Тумусов противостоял авторитарному стилю руководства, невольно препятствовал становлению президентской "харизмы" и, в качестве ответной меры, получал безжалостные пинки и удары: "Наши предложения и инициативы редко проходили".
Но, наконец, свершилось: тогдашний вице-президент Якутии Вячеслав Анатольевич Штыров, предложил своему коллеге и другу Федоту разработать концепцию и устав новой финансово-промышленной структуры. Так появилась ФПК САПИ. Данный период Ф.С. Тумусов называет "золотым": "Мои идеи впервые получили официальную поддержку". Он состоялся как руководитель, защитил докторскую, опубликовал манускрипт "Финансы республики: от прошлого к будущему", стал лидером общественно-политической организации "Новая Якутия", получил статус внештатного советника президента (указ Президента РС (Я) от 01.04.96 г.), в декабре 1998 г. стал "заслуженным работником народного хозяйства", участвовал во всех мероприятиях, правительственных делегациях и прочих тусовках.
Самый любопытный штрих карьерной тумусовской траектории: в преддверии президентских выборов-96 назначен главой Фонда "Инвестиционное объединение банков Саха - IUBS" (президентский указ от 01.08.96 г.) в целях реализации инвестиционного потенциала путём объединения финансовых ресурсов, валюты для привлечения российских и зарубежных инвестиций, финансового менеджмента Якутии. Фонд обладал почти неограниченными полномочиями, был вправе выступать управляющим имущества, переданного участниками Фонду в доверительное некоммерческое управление, вне права отчуждения оного имущества без согласия (!) собственников (список учредителей фонда IUBS впечатляющ: знакомые все лица). После выборов-96 "золотая пора" завершилась. Началась полоса отчуждения: "лавры получили другие", несмотря на то, что именно Ф.С. Тумусов (а не В.М. Власов) готовил всё финансово-техническое обеспечение предвыборной гонки. Василия Михайловича Власова назначили руководителем президентской администрации (президентский указ № 1 от 02.01.97 г.) и дали задание: провести тотальную ревизию банковских и финансовых структур. Не сделали исключения и для ФПК САПИ. Очевидно, именно с этого момента наметились признаки для тумусовского неудовольствия: кому приято, когда тебя просвечивают сквозь увеличительное стекло?
ДУАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ:
ВЛАСОВ И ТУМУСОВ
Помимо проверяющих, к руководству корпорации зачастили всевозможные опальные и недовольные, ища покровительства под крышей ФПК САПИ, а взамен предлагая свои услуги. Можно предположить, именно по инициативе подобных "доброхотов" (возможно, без ведома Ф.С. Тумусова) родилась скандальная статья "Трещина в президентском монолите" ["Туймаада" от 29.10.97 г.].
Безымянный аноним, нахально спрятавшись за чужой псевдоним, угодствовал г-ну Тумусову и тенденциозно отзывался о тов. В.М. Власове, обвиняя последнего во всех грехах, в том числе - нелюбви к "титульной нации", а также персонально - к Ф.С. Тумусову и В.Н. Басыгысову. Получился общереспубликанский конфуз: какой-то субъект сочинят фантазии, а руководители серьёзных структур (Ф.С. Тумусов и В.М. Власов), как пацаны, вынуждены ради успокоения взволнованной публики раздавать реверансы, клятвенные заверения "о мире и дружбе". Произошли также кое-какие мелкие аппаратные подвижки. Президент Якутии, изучив все источники, понял: на самом деле "трещина в монолите" пролегала не между Ф.С. Тумусовым и В.М. Власовым, но многократно хуже (персона не афишировалось). Но "джин вырвался из бутылки". Объективности ради, отметим: в канун публикации "Трещины", газета "Туймаада" получила от ФПГ САПИ спонсорскую помощь. Возможно, случайное совпадение, что дало основания для подозрений в двойной игре.
Как помнят якутяне, запланированный рецидив ксенофобии повторился вновь по обнародовании в конце 1999 г. сочинения Ивана Игнатьевича Николаева, экс-помощника М.Е. Николаева - президента РС (Я), где опять-таки, как бы подражая статье "Трещина в президентском монолите" (а совпадения поразительные!), вновь обыгрывалась пресловутая "национальная карта": мол, пора кричать караул. Внушалось, что В.А. Штыров и В.М. Власов только-де и мечтают, как бы уесть, изничтожить якутский многонациональный народ, "проехаться по нему катком до хруста костей". Демарш с расчётом на дебила…
Другой попыткой стравить Ф.С. Тумусова и В.М.Власова стал опус некоего "Николая Толмачева" (конечно же, псевдоним): в газете "Наше время" (от 25.09.98 г.) вышла статья, озаглавленная "Василий Власов укрепляет личные позиции". На сей раз автор мечтал расколоть союз президента с функционерами ЗАО АК АЛРОСА, где В.М. Власов стал главной мишенью. Заодно, была пущена дезинформация: "в недрах команды премьера зреют решения об отставке руководства ключевых структур" - Комдрагмета (Карл Васильев), "Якутскэнерго" (Юрий Саввинов), "Сахазолото" (Афанасий Степанов)" Голословно утверждалось будто "коварный" В.М. Власов одержим безудержной идеей власти.
По досадному стечению обстоятельств, президентская администрация за три дня до парламентский выборов второго созыва обнародовала результаты финансововых проверок САПИ в официозе "Якутия" (25.12.97 г.). Тумусовцы восприняли публикацию как демарш, стали работать на контратаках, отчаянно огрызаясь в прессе. Вот та исходная точка (конец 1997 - начало 1998 г.), когда завершился "золотой период", откуда можно отсчитывать хронологию противостояния, суть коего жёстко излагал на пресс-конференции лидер ФПК САПИ. В трактовке Федота Тумусова: "Создан механизм распространения слухов. Постоянные проверки ФПК САПИ осуществлялись не для выявления ошибок, а с целью сбора компромата. Не только пресс-служба, президентские и правительственные структуры, но и прокуратура (последний приказ о проверке 08.12.99 г.) получили задание найти компромат. За 1999 г. было четыре указа о проверке ФПГ САПИ. "Итак, - приходит к выводу Федот Тумусов, - цель проверок чисто политическая, а именно: необходимо во что бы то ни стало уничтожить ФПК САПИ!".
ИТОГОВЫЕ ВЫВОДЫ
Таким образом, говоря о вероятных мотивах тумусовской пресс-конференции и её возможных последствиях, приходится констатировать:
1) Тумусов стремится удержать ФПГ САПИ и сохранить её как структуру. Противостояние истеблишменту - отчаянная попытка дать влиятельным недругам в условиях неравного соотношения сил. Такое решение не может не вызывать уважения: "Безумству храбрых поём мы песню!".
2) Форма доказательства "правоты" несколько парадоксальная: критика "стратегической" программы президента Якутии М.Е. Николаева - лишь внешний, несущественный повод, дополнительное средство формирования общественного мнения: важно показать, что и в научном отношении лидер ФПГ САПИ имеет превосходство над М.Е. Николаевым как "академиком" многих академий и Президентом Якутии: авторитету власти противопоставляется авторитет знания, несмотря на то, что расплодившиеся в Якутии академии и академики почему-то молчат. Да и Тумусов условиях замиренности никогда бы не позволил себе критику президентских инициатив (безотносительно к их качеству и содержанию).
3) Публичный антипрезидентский демарш - последний отчаянный жест в сторону оппонентов, которые ещё в силе (если одумаются) отменить указ о передаче функций ФПГ САПИ под эгиду Комдрагмета при Правительстве РС (Я).
4) Намёк на возможность обжалования по суду указа об упразднении ФПГ САПИ не мог быть развёрнут в последовательную аргументацию, но обозначен потенциально. Перспектива тяжбы с Аппаратом Президента и Правительства сама по себе уникальна в условиях Якутии и влечёт за собой ряд интересных последствий, способных формировать своеобразную правовую и политическую культуру республики.
5) Как лидер т.н. общественно-политической организации "Новая Якутия" (бывшей прониколаевской партии), Ф.С. Тумусов попытается отмобилизовать партийные ресурсы своих сторонников в "алмазных провинциях", что повлечёт раскол или самороспуск "Новой Якутии", история формирования которой отождествлялась именно с пропрезидентской, а не антипрезидентской ориентацией.
6) Аналогично с процессом самоопределения членов "Новой Якутии" к фигуре Ф.С. Тумусова, должна произойти (уже произошла?) поляризация в Госсобрания (Ил Тумэн), где "Новую Якутию" представляют от обеих палат 16 парламентариев: одни солидаризируются с опальным Федотом, другие займут пропрезидентскую позицию.
7) Вряд ли Тумусов сможет сохранить своё номинальное лидерство в псевдоцентристской группе "Стабильность", кою он формально (и весьма неосторожно) возглавил с октября 1998 г. на 6-й сессии Госсобрания (Ил Тумэн), когда часть депутатов предприняла накат на правительство и ЗАО АК АЛРОСА. Кого-то обстоятельства вынудили консолидироваться. Ф.С.Тумусов же, преждевременно пытаясь играть роль парламентского лидера, совершил колоссальную ошибку: в условиях нестабильности "Стабильность" не имела никакого веса и "приказала долго жить", не успев родиться.
8) На последней пресс-конференции Тумусов подчеркнул, что "не имеет больших политических амбиций". Так ли? В момент появления парламентской мёртворожденной группы "Стабильность" многим депутатам Госсобрания (Ил Тумэн) пришла одна и та же мысль, а не претендует ли Федот на нечто большее?
9) Бывший парламентарий Анатолий Степанович Антонов (из "Туймада Даймонд" и "Ай-таал") верно отметил: алмазодобывающая и перерабатывающая промышленность - крайне политизированная отрасль. Поэтому основной мотив вовлеченности алмазных боссов в республиканскую политику - лоббирование корпоративных интересов, при крайне узких возможностях влиять на принятие решений, отсюда, собственно, и растут дуальные стереотипы "злых гениев" типа "Власов-Тумусов".
10) Какая структура (или ФПГ САПИ - или КДМ) должна курировать алмазные провинции? Очевидно, любая. Была бы воля. Весь вопрос - в оптимальном управлении финансами. Большинство граждан эту дилемму не воспринимает как значимую: она напрямую не затрагивает жизненных интересов простого обывателя, который и алмазов-то настоящих не видел ни разу в жизни. Следовательно, противоречия по линии "САПИ и Власть" имеет и межкорпоративный смысл в рамках отдельного сегмента АБК; попытка ФПГ САПИ выйти за пределы межотраслевого поля вынуждает к бегству в политику или политиканство, которые иногда оборачивается "бурей в стакане воды", но всё "устаканивается" рано или поздно.
11) Прогрессивное значение тумусовской антипрезидентской крамолы можно усмотреть в создании предпосылок осмысленного диалога власти и общества, способного лишь гипотетически подготовить условия для появления разумной политической оппозиции, без которой власть утрачивает свою полноценность, смысл и чувство реальности, окукливается в особый мирок и становится не совсем вменяемой; например, фонтанирует грёзами о грядущем Кувейте в условиях вечной мерзлоты. Впрочем, этим же самым грешит и ФПГ САПИ, которую просто-напросто отодвинули от власти.
[Мыслепреступление Тумусова против саха-президента // "Виктория Пресс", №3 от 21.01.2000г.].