СЪЕЗД ВСЕХ «СВЯТЫХ»:
ПРОТИВ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Праздные разглагольствования о духовности - избитая тема чинуш и дилетантов. Чем чаще и монотоннее будут забалтывать всуе священное слово «духовность», тем дальше мы будем от неё отдаляться. Духовность - нечто Божественное, т.е. является понятием сугубо богословским, теософским. В том-то и суть вся! Не впадая в гордыню светского мудрования, иным деятелям от культуры следует сокрушенно признать, что поразительная духовная нищета (в смысле её дефицита), равно как душевная и телесная, - уже давно насунулась на всех нас и выродилась в ряд казённо-ритуальных мероприятий. Не потому ли так происходит, что мы с без поклона раскаяния пожаловали к ней на погост, надеясь на чудо воскрешения? Да и что тщатся эти деятели воскрешать? То, что было 20-70 лет тому назад? Или: пост-социалистическую по форме и этнократическую по содержанию культуру?
Некоторые государственные и общественные организации в Якутии, - никого не спросив, не посоветовавшись, - присвоили себе атрибутику «духовности». В самом деле, в Якутии, на потеху всему миру, есть свой «духовный» министр-лицедей, возглавляющий т.н. Министерство Духовности (и культуры). Впрочем, «духовность» - числится на втором месте, да и пишется с маленькой буквы - после слова «культура». Почему бы министру не возмутиться? «Вот ведь, вывеску повесили! Вы что, ребятки, совсем одуховели! Убрать немедленно!!!». Нет, молчит лукаво, не выказывает неудовольствия. А кто виноват? Повинна культурная среда, породившая такого «духовника» и такую отклоняющуюся, аномальную культуру. Что с него возьмешь - артист, ток-шоу ему подавай! Он и сам признаёт: 73% работников искусства, «эволюционируя в культуре», не имеют высшего образования. Не беда - подучатся. Многие познания умножают скорбь. Смотрели и мы на нелепое шоу. Режиссура - полное убожество. Клака аплодирующих хлопунов в студии смотрится фальшиво. Понравился нам из этой TV-передачи, пожалуй, лишь декор: гипсовые геометрические фигуры да изваяния античных мыслителей. Но им (декору) слова не дали. Да и титров на рабочем English language не было: 50% эфира - на малопонятном языке, что само по себе вызывает сомнения: а уважает ли министр в смысле этикета свою TV-аудиторию или таковы плоды его воспитания?
Дальше - больше: у нас есть и свои «духовные» академики. Эдакие маленькие «папы римские», одухотворенно заседающие в т.н. «Академии духовности» (пишется тоже не с заглавной буквы). Вроде бы - не лицедеи. Хотя, кто их знает? Вероятно, обрели они какую-то свою эзотерическую шамбалу в запредельный отрогах Верхоянского хребта? Увы, символ их веры, до сих пор - тайна. Возможно, они - масоны-ротарианцы (каковых много развелось в структурах власти) или члены иного законспирированного ордена, секты, ложи?
Имеются и другие академики из т.н. Академии наук Саха-республики (Якутского филиала Сибирского отделения АН России оказалось недостаточно?). Их вклад в науку нам до сих пор не известен, однако деятельность новоиспечённых академиков очень щедро оплачивается. Чтобы «духовность» новых академиков развивалась, безвозмездно спецраспоряжением" [от 22.11.94 г. №682-РП] подарил им добрый президент Якутии 6 миллиардов рублей за счёт конвертации 2-х миллионов долларов из «карманного» Целевого фонда будущих поколений. Ныне никто толком не знает, какие хитроумные комбинации осуществляли академики? Как прокручивались деньжата под иррациональные проценты? Кому отдавались в рост? Кто получал «откат»? Фонд списан, виноватых и ответственных нет. Концы основательно спрятаны в Министерстве финансов. Вот прекрасная тема, которую можно было бы обстоятельно и непредвзято осудить на каком-нибудь представительном съезде. Тема напрашивается сама собой: «Культура и деньги», «Наука и коррупция», «Наука и бездуховность», «Нужна ли нам такая нежизнеспособная структура как АН РС(Я)?».
Полный кирдык... На ловца и зверь бежит: в январе 2004 г. прошёл Съезд «деятелей духовности». Кроме владыки Германа и местного муфтия, каких ещё служителей духовных мы знаем? Будут ли приглашены монашествующие, принявшие великую схиму? Смущает одно обстоятельство: на двухдневной сходке запланировано, согласно повестке дня, девять круглых столов. Кто внимательно читал «Божественную комедию» Данте Алигьери, тот вспомнит символику девяти кругов. Не означает ли сие, что в циклическо-ритуальной говорильне опять-таки станут глумливо профанировать высокое понятие «духовности»? Будет ли это длиться до тех пор, пока у всех «крыша не поедет»? Пока не сделают из всех нас полоумных зомбированных манкуртов. Как не сгореть со стыда? Наверное, дело всё в том, что, барахтаясь в ситуации троеверия, Россия исторически последовательно прошла стадии язычества, потом православия, затем атеизма. Трижды меняла веру, так её и не обретя? Всё перемешалось, закрутилось в демоническом хороводе интеллектуальной содомии. С благословения первого президента Якутии пригрела республика на своей груди пантюркистскую саха-турецкую секту, признанную ФСБ экстремистской организацией. Так сказать, «эволюция культуры»! Именно по этой причине т.н. «деятель культуры» среднестатистический осатанел изрядно. Исконные ориентиры высокой традиции, обеспечивающие незримую связь с истинно духовными истоками ещё не обретены или уже утрачены. Где найти сии истоки, коли в головах у культурных деятелей - не Бог, не царь и не герой, а сплошная каша с привкусом бесовщины?
Такое состояние можно бы с натяжкой назвать «культурным плюрализмом», «взаимодействием инокультурных миров». Всеядная терпимость, втихоря покушающается на традиционные устои Веры, Надежды и Любви. Традиция всегда консервативна. Не хочется думать, что псевдо-духовность, а попросту растление под прикрытием заботы о культуре - это целенаправленная установка тех, кто уполномочен осуществлять культурную политику в нашем регионе. Неужто, организаторы помпезного мероприятия (т.н. Съезда деятелей «духовности»), хотят столь нескромно и вызывающе продемонстрировать всему честному люду своё равнодушие или агрессивное неуважение к тому, что для многих свято? Неужто, вновь, как в своё время их шустрые пращуры, замышляют возродить «Союз воинствующих безбожников»? Нет, такого не может быть. Руководствовались-то они «благими намерениями»? Деструктивный культуртрегерский их замах вызывает опасения.
Любой верующий не-язычник (в отличие от доморощенных «академиков духовности» и иных самозванцев) охотно согласится с нами и признает: Духовность - не есть душевность. Душевность исходит от души. Духовность - от Духа. Организаторы Съезда «духовности», вероятно забыли самое элементарное? Не знали, или не захотели знать простых истин. Не ведали того, чему учат в воскресных школах, на проповедях в церквах? Цитируем общеизвестное: «Душевность» - свойство падшего человеческого существа, а «духовность» - результат благодатных даров Святого Духа и удел святых. Точно так же, как наше тело после грехопадения прародителей, изменилось, стало болезненным, страдающим, смертным, так и душа наша, теснейшим образом с телом связанная, оказалась поражена грехом. А вместе с нею и все чувства наши, все наши переживания сделались обманчивы и ненадёжны. Ибо чувства наши - от мира сего, а Дух Божий - не от мира сего. Таким образом, то, что сладостно и приятно падшему существу человека, вряд ли можно считать плодом истиной духовности» [Из проповеди священнослужителя].
Наверное, министр культуры РФ г-н Швыдкой, будучи человеком деликатным, не приехал к в Республику Саху на Съезд «Духовности», т.к. не осмелился своим участием взволновать религиозные чувства представителей многих российских конфессий, для которых понятие «духовность» - не пустой звук, не лицедейский балаган, не показуха. Швыдкой прекрасно понимал, что его приезд и невольное участие в заведомо сомнительном мероприятии, обязательно, будет истолковано как вопиющий признак бездуховности, богоборческого нигилизма, бескультурности и хамства. Его обязательно спросили бы: «Ты делегат съезда духовности? Ты что, святой?».
Священнослужитель Александр Мень правильно отмечал: «Библия учит, что духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги, духовную и нравственную гибель».
Догматика, вероучение, культ - вот вектор, направленность которого от дольнего (земного) к горнему (небесному) позволяет говорить о духовности. Иного вектора не существует. Такова аксиома. Правда, в специфических условиях Якутии иные безумные гордецы уже пытались от имени власти подсунуть доверчивой публике ересь неоязычества: культ отца (но ведь не Бога-Отца!), культ матери (хорошо ещё, что не культ мата!), культ знаний (но ведь не религиозных!). Такого даже и с похмелюги не выдумаешь! А у нас сие - норма: культ неокочевничества и циркумполярной цивилизации им подавай. Все бы хорошо, ежели бы не было столь грустно. Светское профанное сознание обывателя привычно к суррогатам духовности (читай - бездуховности), доведенной до глумливого абсурда.
В г. Якутске, близ здания Воеводской канцелярии (1703-07 гг.), размещался Свято-Троицкий Кафедральный Собор (основан в 1727-28гг.). После революции советские «деятели культуры» устроили там местный театр. Порушили алтарь с иконостасом, порубили топорами царские врата и начали камлать и хороводить. Прошли десятилетия. Наследники культур-революционеров - нынешние «духовные» деятели, несмотря на свои фальшивые реверансы в сторону РПЦ (особенно в период визита в Якутск патриарха Алексия II), не отдали Свято-Троицкий Кафедральный Собор законному владельцу. Напротив, как бы в издёвку, устроили в нём ещё больший шабаш - Театр Эстрады: труппа пляшет и поёт, веселится весь народ. А ведь с алтаря Свято-Троицкого Кафедрального Собора впервые в мировой истории 19 июня 1859 г. отец Иннокентий (Вениаминов) - в то время Апостол Аляски и Сибири - самолично осуществил богослужение (служил молебен и читал Евангелие) на якутском языке. Спрашивается, как же мы чтим память о. Иннокентия, митрополита Московского - главы всех иерархов РПЦ, причисленного Американской и Русской Православной церквями к лику святых? Тогда во 2-й половине XIX в. «якутов до того тронуло это знаменательное событие, что старшины от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы этот день, 19 июня 1859 г., навсегда был праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово на своем языке».
Между тем, странное дело: местные историки «запамятовали» знаменательную дату - 19 июня 1859 г. Более того, праздничная дата (предумышленно или не предумышленно?) «передвинута». Например, в книжке" «Якутия. Хроника. Факты, События. 1632-1917 гг. (Якутск, 2000) даётся совершенно иная дата: 19 июля 1859 г. Не потому ли понадобилось «перенести» дату, что она почти совпадает с языческим праздником солнца - Ысыах? Автор сих строк в 1991 г. встречался с внуком о.Иннокентия - монахом Троице-Сергиевой Лавры, который и подарил мне более авторитетный (не сфальсифицированный) источник: «Жизнеописание Иннокентия, митрополита Московского Апостола Аляски» (Сан-Франциская епархия. США). Согласно этому источнику, праздник духовности, единения и дружбы народов Якутии следует проводить именно 19 июня. Почему бы правящему пока ещё штыровско-акимовскому режиму не реабилитировать праздничную дату, включить её в календарь знаменательных событий? Таково наше конкретное предложение к участникам съезда.
Любой «деятель духовности», включая и нынешнего министра-лицедея, охотно даст справку: в начале 90-х гг. в здании Свято-Троицкий Кафедрального Собора размещался шикарный ночной кабак, рядом с котором по вечерам сутенеры предлагали блудливым подвыпившим клиентам «ночных бабочек», несостоявшихся Магдалинок. Очень «духовно» и символично, не правда ли? У местных деятелей «духовности» какое-то селективное отношение к памятникам и датам. Каменный истукан у фонтана им нравится на чужой площади. Тот самый Ойуунский, который отдавал приказ брить бороды священнослужителям, жечь шаманские костюмы " [ФНА, ф.3, оп.20, ед.хр.3, л.61] . Такое глумление было патриотичным и «духовным»? Памятник губернатору Ивану Крафту не нравится, значит можно под боком у республиканской прокуратуры безнаказанно отпилить ему голову, а заодно, спалить башню Ленского острога. Пиво «Эллей» не нравится, т.к. название «не патриотично». Зато водка «Сардана», «Тыгын» и «Булуус» - патриотично? Ибо, как сказал поэт, «Булуус» пьют, а улуус пьёт. Как ни крути, но такова наша «духовность» в её истинном выражении. Какие же актуальные вопросы, господа деятели «духовности», собираетесь вы обсуждать на своём съезде?
Одна узколобая газетёнка, например, заверяет, что «национализм - это хорошо», «здоровое явление» " [«ЯГ», №8, 28.11.03 г., с.1], т.е. как бы намекает: интернационализм - плохо? Вряд ли на съезде «духовности» будут говорить о непреходящем значении интернационализма в духовном смысле, т.е. с точки зрения веры, с позиций мировых религий - Буддизма, Христианства, Ислама. А если нет, так ведь и предмет для обсуждения исчезает. И каков же в таком случае диагноз? Наверное, участники съезда сами должны его поставить себе, признать свою несостоятельность. Духовность - не их компетенция.
Вообще-то, надо было организаторам-устроителям с самого начала не морочить публику и сказать прямо: «Так мол и так, на самом деле у нас проводится 2-й съезд шаманизма!», «Да, это так: мы против всякой духовности в её подлинном однозначном смысле», «Мы хотим профанировать это понятие. Пожалуйста, не мешайте нам творить чёрное дело!». Делегаты и иные приглашенные могли бы также обсудить на этом съезде, если пожелают, светские проблемы культуры в её различных аспектах, осуществить критичный анализ состояния тех или иных культур, а также того невосполнимого вреда, который они уже нанесли культуре. Что же касается проблем духовности, то это - не их епархия. Тут, как говорится, они - ни ухом ни рылом! Вот тогда бы не было никаких возражений. Всё по честному, без традиционного двойного стандарта.
Спору нет, потенциал у творческих коллективов Якутского края, пусть пока ещё и махонький, но все же имеется. Простые труженики культуры и искусства работают добросовестно, стараются, сеют разумное, доброе, вечное. Однако это обстоятельство - не повод, чтобы походя стучать колотушкой в бубен. Камлая в неведомой сфере духовности, можно невзначай разбудить демонических духов зла, а не добра. И в этой связи, интересно было бы узнать: сколько приглашенных от духовных семинарий, воскресных школ и представителей чёрного и белого духовенства будет участвовать в т.н. съезде «духовности»? Наверняка, их будет очень и очень мало. Даже будучи приглашенными на съезд, и придя из вежливости, они остро ощутят своё духовное и культурное одиночество. Ибо паства не та! Ведь мандатом на вход под лицедейские своды театрального шоу чиновных деятелей культуры будет не принадлежность к Догматике, Вероучению и Культу той или иной конфессии, не знание Символа Веры, не Покаяние, не Подвиг Смирения, а нечто совершенно иное. Самоочевидно, что крикливо разрекламированный Съезд «духовности» дорогу к Храму не обрящет. Зато можно потусоваться, сходить как на кафедру в театральный буфет («Театр - это кафедра!») и причаститься душевно (не духовно) парой-тройкой рюмок коньяка…
Виктор СКРИПИН
[Съезд всех святых // «МК в Якутии», №3(233), 21-28.01.04, с.12].