К ПРОЛОНГАЦИИ ДОГОВОРА С КОНЦЕРНОМ
"DE BEERS CONSOLIDATED MINES"



По сообщению ФАПСИ при Президенте РФ: Правительство России предусматривает увеличение объема и полировки алмазов и уменьшение доли экспорта необработанных алмазов. В случае осуществления этих планов, доля экспорта российских алмазов, продаваемых через Центральную Торговую организацию концерна "De Beers", будет сокращена, что удовлетворяет пожелания стремящейся к автономии Республики Саха (Якутия), где эти алмазы добываются, и еще больше подорвет моноплию "De Beers" на продажу алмазов, чьи доходы упали в первом полугодии (1994) на 3,4%.

Любая попытка России улучшить качество обработки и полировки алмазов будет обходиться за счет "De Beers", чья монополия на продажу алмазов уже была подорвана путем продажи российских алмазов вне рамок соглашения с ЦТО. В 1993 году объем продажи вне рамок Центральной Тогровой организации концерна "De Beers" составил 20% от объема добычи. По мнению экспертов "De Beers", лидирующему положению концерна на рынке алмазов все больше угрожают намерения России увеличить свою долю алмазов, которые она намерена продавать на мировом рынке без помощи "De Beers". Россия не намерена ограничиваться ролью поставщика сырья, указывает зам.пред. Комдрагмета и драгоценным камням господин Гуревич. Ожидается, пишет "Commodity Week", что она будет требовать более благоприятных условий при возобновлении соглашения с "De Beers", срок которого истекает в 1995 году. Ныне Москва оказывает давление, настаивая на децентрализации контроля над алмазной отраслью промышленности, валютные доходы от которой, по оценкам российских экспертов, могут помочь сократить бюджетный дефицит, уменьшить инфляцию, стабилизировать рубль и привлечь иностранные инвестиции. Во-вторых, российские регионы и республики по-преднему требуют большей финансовой независимости. Так, позиция Республики Саха (Якутия) на переговорах с правительством была усилена путем установления между ней и "De Beers" прямых отношений. Однако нельзя сказать, что центр капитулировал перед Республикой Саха (Якутия) по вопросу о контроле над минеральными ресурсами. Москва желает получать от этой республики более значительную часть доходов от добычи алмазов, и, похоже, что интересы "De Beеrs" так или иначе пострадают, независимо от того, какое из этих двух течений одержит верх (НР 2372, 19.08.94, л. 3-4).



Р Е К О М Е Н Д А Ц И И:

1. Демонополизация, децентрализация международного рынка алмазов, золота и драгоценных камней, безусловно, отвечает приоритетным экономическим интересам как Якутии, так и России, стремящимися взломать сложившуюся неблагоприятную конъюнктуру и поколебать принцип сохранения жесткого контроля над алмазным рынком, исповедуемый "De Beers"; стратегическая общность целей должна быть осознана.

2. На предстоящей пролонгации договора с концерном "De Beers" следует исключить любую возможность для искушенного оппенгеймеровского клана играть партию ("разделяй и властвуй") в свою пользу на специфических (отнюдь не равнозначных) интересах и противоречиях России и Якутии; вовсе не случайно руководители мировых алмазных бирж проявляют пристальный интерес к возможностям Якутии (августовский визит делегации во главе с Эли Азаковым, президентом Всемирной федерации алмазных бирж).

3. Необходимо на первом этапе, до 1995 года, ускорить процесс выверки и согласования позиций Якутии и России с тем, чтобы на втором этапе выступать как единая сила, с заранее расписанными сценариями переговорного процесса и четко расставленными вариантами приоритетов и условий пролонгации, предполагающей и некоторое смещение акцентов, изменение status quo на международном алмазном рынке.

4. Если политика (и в частности, дипломатия) - это искусство возможного, то, полагаем, что в фабулу сценария переговорного процесса по пролонгации должна быть заложена (на уровне внешнеполитических стереотипов) убедительная, четкая акцентировка ролевых функций и "имиджей" России и Якутии - особенно последней как республики, имеющей как самостоятельные отношения с "De Beers", так и с Россией, и "фрондирующей" против их унитаризма, что, при умелом подходе, позволило бы России и Якутии получить большую степень маневра на переговорах, при обязательном условии осознания общности целей.

5. Соответствующим подразделениям Правительств России и Якутии (Комдрагмет РФ и Комдрагмет РС(Я), МИД РФ и Министерство внешних связей РС(Я), АО "Алмазы России - Саха" и АО "Туймада Даймонд" и проч.) детально изучить данный вопрос и с учетом всей полноты информации выработать соответствующую (с использованием арсенала всех дипломатических средств) гибкую тактику переговорного процесса.

6. Действия в таком направлении, предварительно диктуют интенсивный поиск и оптимальную корректировку разграничения предметов ведения, разработку принципов и механизмов действия в рамках ассиметричного федерального устройства России со своими федеральными субъектами; лишь на этом первичном внутрироссийском уровне возможно и допустимо взаимное "фрондирование", на уровне же внешнеэкономическом - безусловный отказ от попытки самостоятельно розыграть "карту Оппенгеймеров".

7. Уникальный опыт предварительных якутско-российских переговоров по выработке тактики и внешнеполитических стереотипов в отношении концерна "De Beers" сам по себе мог бы способствовать (в теоретико-методологическом и практическом отношении) усовершенствованию и определению универсальных основ ассиметричного федерализма - с учетом специфических особенностей, в частности, и якутско-российских интересов, в направлении их гармонизации и долгосрочных перспектив внешнеэкономических связей и отношений.

POSTSCRIPTUM. Перефразируя китайскую фразу, можно рекомендовать тиграм в долине (России и Якутии) выяснить отношения между собой и загодя восстановить свои силы - до того, как король обезьян ("De Beers") смог бы что-нибудь предпринять против каждого из них.

Аналитический Центр при Президенте РС(Я)
Информационная записка №65 от 26.08.94 г.



Hosted by uCoz