СИНДРОМ СИМЕОНА БЕКБУЛАТОВИЧА ИЛИ САМОЗВАНСТВА?...

Вышел новый президентский указ №29 от 18 января 1997 года. “Об Администрации Президента Республики Саха (Якутия)”. Утвердена структура и Положение об администрации, в которую также вошли секретариат (1), библиотека (2), отдел писем и обращений граждан,  ранее относившийся к управлению делами (3).

Указ вменял “избавиться” от следующих подразделений:

 Пресс-секретарь, ранее снятый с должности как конкретный человек (им был Виктор Журавлев), отныне упразднен “абстрактно”, как должность, но заменен пресс-службой (что бы сие значило? несколько деперсонализированных Ястржембских республиканского масштаба?).

 Аналитический центр подвергнут опале и аннулирован, поскольку слишком много фрондерствовал, умничал и критиковал президента, переставшего всерьез воспринимать “менталитет” математика от философского шаманизма Анатолия Новикова; вот почему был создан скромный отдел информатики, анализа и работы со СМИ (справедливо рассудили: четвертую “власть” надо держать на поводке, иначе зубки прорежутся да развяжется язычок).

 Совет экономической безопасности ликвидирован как структура (ранее штатная численность “Совета” состояла почти из одного полковника КГБ Владимира Гуляева). Видимо, посчитали: один человек - это тоже общество. У президента республики дьявольски непредсказуемый склад ума (думаем одно, говорим другое, делаем третье): как сообщала пресса, на днях он принял активное участие в работе Коллегии управления ФСБ РФ и, не моргнув глазом, авторитетно поучал российских контрразведчиков, особо напирая на “необходимость активизации усилий по защите экономической безопасности республики и России”. Как печется об экономической безопасности президент, граждане осведомлены по нашумевшей публикации лидера социальных демократов Александра Логинова.

Впечатление, будто перетасовали карточную колоду и вновь начали “играть в подкидного”, выкинув номенклатурных шестерок и т.д. Правила игры не изменены: в колоде - единственный туз. Без блефа ясно, кто сорвет банк, - несмотря на то, что с финансами туго. Нет, мы не являемся свидетелями номенклатурной революции. Наблюдаем смягченный рецидив апробированной кадровой чистки. Смысл? В постоянной ротации аппарата, поднятии авторитета руководителя республики, предотвращении активизации неподконтрольных противопрезидентских группировок внутри властного истеблишмента. Время от времени необходимо спутывать карты. Таково условие сохранения и сокрытия тайн “Якутского Двора”. Великий игрок Сосо Джугашвили был непревзойденным гением кадровых экзекуций, все остальные - бесталанные последователи.

Вне сомнения, новый руководитель президентской администрации - не “Великий Инквизитор”, а добросовестный исполнитель, которому поручена вся черновая (а потому, неблагодарная) работа. Очень добрый, скромный и порядочный человек.

22 января сего года, ближе к вечеру в администрацию города пожаловал сам Василий Власов. Несмотря на поздний час, руководитель администрации не смог избежать изумленных любопытствующих взоров служивого люда. Лифт поднялся до пятого этажа. Минут через 15-20 Власов покинул здание мэрии грустным и озабоченным. Как впоследствии удалось узнать от пронырливых чиновников, того же дня, только утром, Власова посетил Дмитрий Софронов (помощник Спартака Борисова), передав какие-то документы секретарю приемной, очаровательной г-же Людмиле Приходько. После чего Власов провел несколько экстренных совещаний. Потом лихорадочно звонил в Москву президенту республики (тот проходил курс амбулаторного обследования в Кремлевской больнице).

Предполагают, Спартак Борисов предпринял определенные шаги по упрочению своего положения. Ходят невероятные слухи будто бы “красный мэр” вынашивает далеко идущие планы по созданию “Аппарата вице-президента”. В случае, если тревожная весть соответствует действительности, все усилия Василия Власова пойдут прахом. Ведь он, по конституции, является подчиненным вице-президента. Поговаривают, госсобрание спешно готовит законопроект “О вице-президенте”. Закон позволил бы уравновесить авторитарный стиль руководства (будем называть вещи своими именами), осуществляемый нынешним президентом. Действительно, по конституции, последний не имеет возможности командовать депутатским корпусом. Его монаршая длань всего-навсего простирается на систему исполнительной власти. Может получиться большая осечка, если по какому-то невероятному стечению обстоятельств пропрезидентский парламент и всегда послушный конституционный суд вдруг перестанут слушаться своего неформального руководителя. К тому есть веские основания. Даже Власов настолько осмелел, что позволяет последнее время шпынять парламентариев. Вероятно, не принимает их всерьез, потому свободен в своих небесспорных суждениях, фиксируемых средствами массовой информации.

Найдет ли отклик у депутатского корпуса проект закона “О вице-президенте”, если дело дойдет до принятия предложенного законопроекта на какой-нибудь очередной сессии госсобрания? Вряд ли. Даже если законопроект не плод досужего воображения. Как показала практика, всякий раз, когда речь шла о принципиальных предложениях, парламентское болото с большим энтузиазмом утопляло вязкой патокой словоблудия ни одну здравую идею, законопроект, поправку.

По-видимому, Артур Алексеев, Валерий Божененко, Виктор Николаев, Михаил Санников, Вячеслав Филатов, Анатолий Чомчоев и малая горстка парламентариев окажут поддержку. Остальные будут сидеть за столом круговой поруки Овального зала. Если потребуется, “правильные слова” будут произнесены. Не секрет: народные избранники не раз попадали впросак. Законопроект будет заболтан и зарублен. Чуда не произойдет. Остается гадать, дойдет ли дело до конституционного суда.

Итак, на пост главного заместителя главы республики посажен силой высочайшего подзаконного рескрипта Власов. Забавно, хотя и не ново: в шестнадцатом веке татарского князца Симеона Бекбулатовича, вокняжил “потехи ради, забавы для” сам государь Иван Грозный. Почти, как у нас. Двусмысленность такого потешно-шутовского положения очевидна, хотя бросает в дрожь от изрядного неуважения к устоявшимся порядкам и законности. Словно запамятовали, что такое конституция. Она - библиографическая редкость. Долго и самозабвенно кричали о суверенитете личности. И вот у нас остался один суверен - президент.

Ход аппаратных перетрясок лишний раз подтверждает, что у “партии власти” отсутствует четкое понимание роли, места и значения института президентуры. Президентство воспринимается незрелым гражданским сознанием как власть одного человека, правомерность поступков, деклараций и посул которого почти никогда не встречает обстоятельного беспристрастного разбора и посильной непредвзятой критики. В этом смысле, на фоне повсеместного правового беспредела власть президента абсолютна.

Следует отметить, что действующая конституция, хотя и весьма расплывчато, но отражает функции вице-президента. Парадоксально, что в республиканском “Законе о президенте” напрочь отсутствует какое бы то ни было упоминание о вице-президентских обязанностях. Законодатели как-то умудрились проглядеть эту досадную особенность. Не потому ли конъюнктурные соображения политической целесообразности подменяют у нас кодифицированное право? В остатке получаем правовой нигилизм на уровне высших руководителей. Чего уж там сетовать на хулиганов, простиуток и убийц?

Мероприятия президента напоминают обыкновенный произвол при отсутствии объективной возможности осуществлять непредвзятый выбор. Между тем, госбюрократия - очень сильная, изощренная организация, противоборства с которой не выдерживал ни один реформатор, стремящийся усовершенствовать что бы то ни было нахрапом. Госбюрократия, чиновничество - особая социальная организация, качественно отличающаяся от атомизированных индивидов, подобно тому, как клетка амебы отличается от высокоорганизованного организма. Должность вице-президента не должна являться предметом торга внутрикорпоративных чиновных разборок. Лишь при неукоснительном скрупулезном соблюдении такого требования гражданские гарантии, манифестированные конституцией, будут ограждены от субъективного произвола высшего должностного лица. Победа президента на декабрьских выборах в долговременном плане может обернуться сокрушительным поражением.

Таким образом, приходится констатировать:

1) Руководитель президентской администрации - “узурпатор власти” поневоле. Как нижестоящий функционер, он подчиняется президенту, обязан выполнять указания последнего, но также должен, подчиняться и выполнять указания вице-президента.

2) В указе, санкционировавшем воссоздание администрации, не было ни слова об ущемлении властных прерогатив вице-президента.

3) Руководитель администрации при проектировании и создании аппаратно-управленческой структуры допустил грубую ошибку, а именно: умудрился втиснуть в каркас иерархической властной пирамиды также и структуру вице-президента (его аппарат).

4) Конструкция спланирована столь изобретательно, что вершина пирамиды, где должен находиться по своему статусу вице-президент, как бы вывернута наизнанку и устремлена к своему основанию.

5) Любой непредубежденный наблюдатель должен сделать вывод: руководитель администрации явно превысил полномочия, ибо конституция гласит: ”Вице-президент осуществляет координацию деятельности администрации президента”.

6) Президентский указ, интерпретирован главным исполнителем (руководителем администрации) ошибочно, неадекватно. Структура администрации спроектирована на “параноидальном уровне высокого уровня эвристики” (в виде вывернутой наизнанку пирамиды), что означает либо фактическое отстранение вице-президента от реальной власти - либо приверженность бывшего инженера Василия Власова к эстетике сюрреализма и специфическому пониманию властной архитектоники, ее планиметрии, где красной нитью проводится логика алогизма как достойный противовес здравому смыслу.

7) Неудивительно, бывший монтажник-высотник Спартак Борисов, играючи и легко заметил существенный изъян “высотного” прожекта своего младшего коллеги. Ущемление прав института президентства, в который “вмонтирован” посредством всенародного волеизъявления вице-президент, недопустимо, поскольку заведомо вносит раскол между вице-президентом и президентом. Кризис внутри президентуры - основной диагноз (ибо сказано: “рыба гниет с головы”).

8) Структура администрации (в том виде, в каком уже существует) непосредственно не подчиняется руководству вице-президента, что противоречит действующему законодательству.

9) Если допустить, что руководитель администрации, будучи лицом подчиненным, не мог самостоятельно превышать своих должностных полномочий, то ответ единственный: он беспрекословно выполнял указания первого лица республики.

10) Складывается впечатление, будто президент сознательно покушается на конституционные устои, “гарантом” которых является. Но ведь данное обстоятельство противоречит тому, что навязчиво внушали: “Президент - гарант конституции”, “Президент - гарант суверенитета”.

11) Не исключено, вышеприведенные формулы (“президент - это гарант всего на свете”) - лишь совокупность новых мифологем, имеющих ритуально-харизматическое значение. Наивное и заведомо ложное мифотворчество, несомненно, культивируется в общественном полугражданском полупатриархальном сознании. В таком случае, его можно квалифицировать как элементарную разновидность новой формы религиозности, зарождающейся у нас на глазах. Любопытное явление ждет своих исследователей.

12) Игнорирование субординации приблизительно такое, как если президент, в нарушение закона республики “О госслужбе” и классификатора административных должностей (то бишь табели о рангах), назначил бы кухарку или практиканта-стажера (неважно - кого!) исполнять президентские функции либо функции своего заместителя, каковым, по конституции, безусловно и исключительно является одно лицо - вице-президент.

13) Никто, даже президент, не имеет права единоличным решением уполномочить руководителя администрации покушаться на выполнение конституционных обязанностей вице-президента. Известно, такими полномочиями наделяет не президент, а основной закон и высший верховен - народ. Президент - всего лишь слуга народа.

Бесспорно, новый руководитель администрации - добрый, скромный и порядочный человек... Говорят, от великого до смешного - один шаг. Плохо, когда фарс становится трагедией, а трагедия фарсом. И упаси нас Бог от синдрома Симеона Бекбулатовича, Чубайса и вынужденного самозванства грядущего Арлекино.

Виктор Скрипин,
Туймаада, №4(56),31 января 1997г.



Hosted by uCoz