СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА И НОВЫЕ (СТАРЫЕ?) ПРОБЛЕМЫ

Некоторые позиции определились. Руководитель Администрации президента Саха-республики, приоткрыл карты перед журналистами. Помимо руководителя (1), Администрация будет состоять из первого зама (2), заместителя руководителя Администрации (3).

Далее из семи управлений: Управление по работе с территориями и местному самоуправлению (4); Управление кадровой политики (5); Контрольно-аналитическое управление (6); Управление Президента по финансовым и валютным ресурсам (7); Государственное правовое управление (8); Управление по взаимодействию с госсобранием, правительством, конституционным судом и общественными организациями (9); Управление по реализации программ президента (10).

Институт помощников президента будет сохранен: руководитель помощников и помощники (10); помощник Руководителя Администрации  (11); Секретариат президента (12); Отдел по работе с федеральными органами власти, постпредством при президенте РФ и представительствами (13); Отдел информатики, анализа и работы со СМИ (14), пресс-служба (15); Отдел по координации деятельности правоохранительных и налоговых органов (16); Административно-хозяйственный отдел (17); Канцелярия Администрации президента (18); Библиотека (19) и Архив президента; Бухгалтерия (20).

Особняком стоит вопрос об Аппарате нового вице-президента (21). По некоторым сведениям, новый вице-президент предпринял определенные шаги по созданию своего аппарата. По крайней мере, “структура Администрации президента” и аппаратные рычаги вице-президента так или иначе согласовываются. Как подчеркнул В.Власов, вопрос решается в “рабочем порядке”, без “конфронтаций”. Однако дал понять, через прессу, что вице-президент не может занимать два поста. Трений и противоречий в новой становящейся президентуре можно было бы избежать. При наличии закона республики “О вице-президента Республики Саха (Якутия)”, где были бы даны более широкие толкования норм конституции, и условии доброй воли. Удастся ли? Лишь несовершенство законодательной базы и Конституции республики способны вызвать различные правовые интерпретации. Василий Власов, руководитель Администрации, трактует однозначно: “вице-президент не имеет права занимать две должности”.

Впрочем, вопрос спорный. Как показала практика (имеется в виду нашумевший в свое время “прецедент Штырова”, беспроблемно совмещавшего два ключевых поста по авторитетной просьбе трех высоких инстанций: президента, уважаемого Госсобрания и высокого Конституционного суда, не усмотревшего никаких нарушений в Коституции. Сам Василий Власов, если хорошенько вспомнить, по отношению к вопросу совмещения двух должностей вице-президентом Вячеславом Штыровым придерживался благосклонной позиции, выступая в защиту совмещения двух должностей. Это нетрудно доказать, обратившись к стенографическим материалам и фонотеке XI сессии Государственного собрания (Ил Тумэн). Согласно Постановления сессии от 16.11.95г. было решено разрешить Вячеславу Штырову совмещение обязанностей вице-президента с должностью президента АК “Алмазы России-Саха”. Мотивировка в юридическом смысле была безупречной: “руководствуясь п.2, ч.1, ст.58, п.4, ч.1, ст. 581, ч.2 ст.74 и статьями 76 и 78 Конституции РС(Я) и учитывая особую значимость деятельности алмазо-бриллиантового комплекса в интересах республики и ее народа...”

Не исключено, что новый руководитель Администрации получил какую-то установку свыше, которая почему-то мешает вспомнить о своих прежних позициях, которые он убежденно отстаивал. Впрочем, со временем убеждения меняются. С точностью до наоборот. Как бы то ни было, следует рассчитывать на гибкий компромисс. Он возможен. Выиграли бы все. Некоторые авторитетные источники утверждают: накануне выборов президент дал однозначные гарантии С.Борисову и не намерен от них отступать. Если это действительно так, то компромисс более чем возможен.
Как будет работать новая структура, покажет жизнь. Администрация комплектуется, и качество ее работы во многом зависит от умелого подбора кадрового состава.
Пост первого зама был предложен - тому самому знаменитому Григорию Полушкину - усть-янскому главе администрации, который вместе со своими коллегами-заместителями Леонидом Бычковым и Валерием Субочевым противостоял аварии в Депутатском.

Должность начальника управления по работе с территориями и местному самоуправлению Администрации предложена Екатерине Васильевой.

Начальником контрольно-аналитического управления назначена бывший руководитель Департамента экономической коллегии Аппарата президента и правительства Надежда Кононова. Ранее работала в различных структурах, в начале 90-х гг. была экспертом-консультантом зампреда правительства республики (при Андрее Кириллине, ныне - член наблюдательного совета и президент АЛРОСА); принимала участие в работе правительственных комиссий, связанных с проблемами экономики и финансов.

Начальником Управления по финансовым и валютным ресурсам стал Сергей Татаринов. Ранее - 1-й заместитель генерального директора -координатор администрации программы социально-экономического развития РС(Я) - коллега Артура Алексеева, Юрия Прокопьева и Александра Матвеева. Участвовал в составе нескольких официальных правительственных делегаций; тесно связан с различными деловыми кругами республики, России и зарубежья.

Валентина Боровикова назначена начальником Управления кадровой политики. Кандидатура не случайна. К всеобщему неудовольствию коллег-депутатов и особенно спикера нижней палаты Афанасия Илларионова, г-жа Боровикова, будучи председателем комитета Госсобрания по вопросам органов государственной власти и местного самоуправления, приняла-таки предложение войти в состав Администрации. Тем более досадно, что досрочное снятие депутатских полномочий (без оглядки на избирателей) привносит ощутимый дисбаланс в работу палаты (хотя бы в смысле элементарного кворума, коего требует процедура).

Новому назначению предшествовала плодотворная работа этого депутата в качестве сопредседателя комиссии по разработке законопроекта “О местном самоуправлении” (указ от 5 октября 1996г.). Председателем комиссии был Василий Власов. Он, по-видимому, и “положил глаз” на Боровикову. Удивляет одно: почему Боровикова не согласилась возглавить в новой Администрации управление по работе с территориями и местному самоуправлению? Не потому ли, что проблема возрождения российской земщины и других форм самоорганизации общества - одна из сложнейших. Летом прошлого года Власов сам сетовал на то, что в России, и Якутии возрождение института земщины волокитят около пяти-шести лет, без надежды на благополучный исход.

Валентина Боровикова - депутат палаты представителей Госсобрания от Приленского изб. округа №17, председатель палаты по вопросам государственной власти и местного самоуправления. Род. в 1944г. Русская. Член КПСС. Окончила Иркутский педагогический институт. Начало трудовой деятельности: 1961-1962 - старшая пионервожатая Олекминской ср.школы. В 1962-1966 - студентка Иркутского пединститута. 1966-1967 - ассистент кафедры Иркутского пединститута. 1967-1968 - руководитель внеклассной работы Олекминской средней школы. В 1968-1970 - секретарь Олекминского райкома ВЛКСМ. В 1970-1974 - секретарь Якутского ОК ВЛКСМ. В 1974-1977 - секретарь Олекминского райкома КПСС. В 1977-1979 - слушатель Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1984-1986 - 1-й секретарь Верхнеколымского райкома КПСС. В 1986-1988 - 1-й секретарь Ярославского ОК КПСС г.Якутска. В 1988-1991 - заведующая отделом ЯО КПСС, заведующая отделом ПСМО “Востоктехмонтаж”. В 1991-1994 - глава администрации Олекминского улуса. Участвовала в составе нескольких официальных правительственных делегаций.

Ожидаемая реконструкция Правительства - более сложная, комплексная задача. Исполнительная ветвь власти - чрезвычайно громоздкий, сложный механизм. Возможно, уже на этой неделе будут определены кандидатуры новых зампредов. Было бы разумно не спешить. Взвешенно подойти к персоналиям, круг которых определен. Возможно, именно поэтому Валентин Федоров, председатель правительства республики пока никак не проявляет себя. Задачу реорганизации прийдется решать коллегиально, с новым составом правительства, определившись с предлагаемыми вариантами реорганизации. И только тогда, поэтапно переходить к практическим шагам.

Как будет работать новая структура, покажет жизнь.

Ход реорганизаций подтверждает, что у президентской команды отсутствует выверенный план мероприятий и напоминает обыкновенный произвол при отсутствии воэможности осуществлять выбор. Аппарат, между тем, - очень сильная организация, противостояние с которым не выдерживал ни один реформатор, поскольку это особое собрание людей, качественно отличающееся от индивидов, составляющих его, подобно тому, как клетка отличается от организма.

Победа президента в долговременном плане может стать его поражением.

Виктор СКРИПИН,
газ. "Туймаада",  №3 (55)



Hosted by uCoz