Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, 1-й архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский («апостол Америки и Сибири»)

БИОГРАФИЧЕСКАЯ ХРОНИКА
   

 о. Иннокентий, Mитрополит Московский и Коломенский, 1-й Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский («Апостол Америки и Сибири»)

В миру - Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (26.08.1797 – †31.03.1879); урож. с. Анга Иркутской губ.; из священников (сын пономаря Иркутской епархии Евсевия Попова - †авг. 1803).

1806 (авг.) - поступил в Иркутскую дух. семинарию.

1814 - Иван Евсеевич Попов получил новую фамилию - Вениаминов, в честь еп. Иркутского Вениамина (Багрянского).

1817 - оконч. семинарию, бракосочетался с дочерью священника Благовещенской церкви, Екатериной Ивановной († 25.11.1839 - скончалась в Иркутске); преподаватель 1-го класса приходского училища.

13.05.1817 - рукоположен в диакона для служения в Иркутской Благовещенской церкви.

18.05.1821 - рукоположен в приходского священника (Иркутск).

07.05.1823 - командирован иркутским еп. (во исполнение указа Святейшего Синода) с миссионерскими целями на о.Уналашка (колония Российско-Американской Компании), отправился с семьей в путь по р. Лене, от Качуга до Якутска, сухопутным путём до Охотска.

1823 (май-июнь) - жил в Якутске, далее до Охотска ехал верхом на лошадях, преоболёв ок. 1000 вёрст.

30.08.1823 - отплыл на Курилы.

20.10.1823 - прибыл с семьёй на корабле «Константин» в порт Новоархангельск - столицу Русской Америки.

29.07.1824 - прибыл из Новоархангельска на Уналашку (остров Алеутского архипелага); занялся строительством дер. церкови, организовал приход, приступил к миссионерской деятельности среди алеутов, изучил алеутский язык, открыл неск. воскресных и церковно-приходских школ, создал духовное училище для мальчиков-алеутов, составил учебные программы для слушателей училища.

25.06.1826 - скончался в монастыре рясофорный монах Иоанн Шарин - тесть Ивана Вениаминова.

29.06.1826 – освятил построенную им дер. церковь на Уналашке и проовёл литургию.

1826-33 – с походной церковью инспектировал свой приход (о-ва Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крестил местное население; посадил рощу, которая существует до сих пор и охраняется местными властями.

1833 - опубликована на алеутском яз. монография И.Е. Вениаминова «Указание пути в Царство Небесное» - одно из лучших его произведений, переведено на разные языки малых народов Сибири, выдержало свыше 40 изданий. (см.: Журнал Московской Патриархии, 1975,№ 3, с. 66-79; № 4, с. 69-78.

1834 - перенёс приход в порт Ново-Архангельск (о-в Ситха) - штаб-квартиру привителей Русской Америки; успешно распространял христианство среди колошей, организовал неск. училищ (обучались грамоте ок. 600 слушателей), больницу, сиротский дом, занимался научными исследованиями.

1836 - посетил Калифорнию (форт Росс).

08.11.1838 - отплыл в качестве судового священника на военном корабле «Николай» из Новоархангельска с острова Ситхи, совершив кругосветное плавание с заходом в Форт Росс (Калифорния), Гонолулу (Гавайские о-ва), Рио-де-Жанейро, на Таити и Сандвичевы (Гавайские) острова, обогнул мыс Горн, порт Фальмут (Великобритания) - Копенгаген: командирован Иркутским архиереем в С.-Петербург, где в Святейшем Синоде представил записку о необходимости расширении деятельности Северо-Американской миссии и целесообразности образовании отдельной Камчатской епархии, приступил к напечатанию своих монографий и учебной литературы.

02.07.1839 - корабль прибыл в Кронштадт; принят митрополитом Петербургским Серафимом и обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода графом Н.А. Протасовым; был на аудиенции у императора Николая I.

1839 - прибыл в Москву; поселился в Троицком подворье, на Самотеке – резиденция митрополита Московскаго Филарета (Дроздова).

1939 (осень) – возведён в сан протоиерея; опубликовал в журнале «Сын Отечества» статью «Мифологические предания колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки».

19.11.1840 – принял великую схиму, получив имя Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского (пострижение совершил митрополит Московский Филарет).

20.11.1840 – возведён в архимандрита, имел встречу с имп. Николаем I.

15.12.1840 – хиротонисован в Казанском соборе в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского во исполнение решения Святейшего Синода об открытии самостоятельной епархии (епископской кафедры) в Америке и Вост. Сибири (определение Синода от 29.11.1840, Именной, объявленный Сенату Святейшим Синодом, Закон Российской Империи: «Об учреждении особой епархии из церквей в Российско-Американских поселениях и в других соседственных с ними областях находящихся». - Ст. 14073 от 21.12.1840 г.») – с подчинением кафедре Камчатских и Охотских церквей.

10.01.1841 - выехал из Петербурга с проездом через Иркутск к месту служения на о-в Ситху, в Новоархангельск, где назначена резиденция новой епархии; 27.09.1841 - прибыл на остров Ситху;

30.05.1841 (в 10 час. утра) - прибыл в Якутск; в свите о.Иннокентия было 11 чел.: 3 диакона, 1 студент Московской академии (Михаил Озеров), 2 семинариста, 1 дьячок и 4 певчих. Преосвященного встретил на пристани ген.-губернатор Якутской обл. Рудаков, а также духовенство, представители учреждений и множеством народа; в Троицком кафедральном соборе отслужил благодарственный молебен.

03.06.1841 - благословил священника Д.Хитрова на поездку в приход, а также дал задание заняться переводом священных книг на местный язык; в Спасском монастыре осуществил обряд пострижения в монашество студента Московской духовной академии М. Озерова, ехавшего с ним в Камчатскую епархию. Насколько известно, это первый здесь случай совершения пострижения архиерейским служением. Новопостриженному дано имя Михаил.

11.06.1841 - выехал со своей свитой и в сопровождении капитан-лейтенанта А.Н. Рыдалева по Охотскому тракту.

1842-43 – объехал всю епархию (Алеутские о-ва, Камчатская и Охотская области); совершил переход из Петропавловска по Камчатке через Чукотку до Охотска на собаках и на оленях (в Нижне-Кам; в Ситку вернулся на корабле Российско-Американской компании через Охотск в сентябре 1843 г.).

1844 - вновь посетил Камчатку, где встретился со своим младшим братом Стефаном Вениаминовым.

01.12.1845 - открыл Ситхинскую Духовную семинарию на базе созданного им ранее Духовного училище в Ново-Архангельске, там обучались креолы и туземцы; Ситхинская духовная сем. - первое учебное заведение такого уровня на восточных окраинах Российской Империи.

21.04.1850 – хиротонисован в сан архиепископа; отплыл из Ситки на корабле Российско-Американской компании в порт Аян (побережье Охотского моря); совершил поездку на оленьих и собачьих упряжках в глубь континента.

1952 (конец января) - прибыл (неофициально) в Якутск из Аяна; ознакомился с положением церковных дел в Якутской области и с устройством Спасского мужского монастыря в Якутске; поселился в соборном доме, вблизи собора, т.к. настоятельские келии были заняты архимандритом Самуилом, который скончался 29.03.1852 г. - отпевание и погребение почившего совершил о.Иннокентий в обители.

09.04.1952 - имел аудиенцию с прибывшим первым якутским губернатором, действительным статским советником Константином Никифоровичем Григорьевым.

09.05.1952 - освятил средний придел новой каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и Святого Николая (г.Якутск); от разобранной старой Николаевской церкви к новой кладбищенской (николаевской) церкви доставили колокола, утварь и святые одежды, да несколько акций Гостиного двора.

29.05.1952 - выехал в Аян, т.о. пробыв в Якутске четыре месяца и не дождавшись указа Святейшего Синода о перенесении Камчатской архиерейской кафедры в Якутск; из Якутска до Амги ехал в почтовых тарантасах, от Амги до Алдана - на верховых, с Алдана до Аима - в ветках (лодочках), с Аима до Маймакана - в лодках, оттуда - опять в ветках до Нелькана, а с Нелькана до Аяна - на верховых.

05.06.1852 - подал "Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области" на имя ген.-губернатора Вост. Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского (проект увеличения штата священников в Якутии до 83 священников, 12 диаконов, 83 дьячков, 35 пономарей, 28 просвирен; перевести на якутский яз. неск. книг Св. Писания и поучений).

1952 (конец июня) - одобрил идею духовного писателя А.Н.Муравьева о начале частным образом перевода богослужебных, священных и других книг на якутский язык (перевод происходил под руководством благочинного градо-якутских церквей протоиерея Д. Хитрова).

26.07.1852 - состоялось Высочайшее повеление о присоединении Якутской области, бывшей до сего в составе Иркутской епархии, к Камчатской епархии; Преосвященному Иннокентию, епископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому велено именоваться Архиепископом Камчатским и Якутским.

27.08.1852 - Святейший Синод в своём определении окончательно подтведил, что Якутская область Иркутской губ. отходит к Камчатской епархии.

26.12.1852 – Святейший Синод принял решение о переводе архиерейской кафедры, духовной семинарии из Ново-Архангельска в Якутск [Именной, объявленный Сенату Святейшим Синодом, Закон Российской Империи: «О перечислении Якутской области к Камчатской епархии и об именовании Преосвященного Иркутского архиепископом Иркутским и Нерчинским». Ст. 26485 от 26.07.1852 г.- НСБ ГАХК. ПСЗ РИ.-Т.27.- Отделение первое. - СПб., 1853.- С.491-492.-Инв. № 71].

10.04.1853 - назначил на Амур миссионером своего сына - священника Гавриила Вениаминова для обустройства православной миссии на Амуре и содействия закреплению левобережья Амура за Россией.

11.09.1853 – прибыл из Аяна в свою новую резиденцию - г. Якутск (встречал губернатор Якутской обл. Иркутской губ. К.Н. Григорьев), поселился в обители Спасского мужского монастыря, сделавшись его настоятелем.

27.09.1853 - осуществил торжественный молебен в Троицком кафедральном соборе г.Якутска, т.о., вступив в служебное общение с новой своей паствою; учредил комитет для перевода церковной литературы под председательством священника Димитрия Хитрова; перевёл в Якутск с о. Ситха (Аляска) Новоархангельскую духовную семинарию, кот. стала первым средним учебным заведением края; новым ректором стал протоиерей Димитрий Хитров (Семинария функционировала до 1874 г. и по указу Святейшего Синода переведена в г. Благовещенск).

09.01.-26.02.1854 - совершил инспекторскую поездку по Якутской области, проехав ок. 4 тыс. вёрст для обозрения церквей и приходов.

01.03.1854 - выехал из Якутска в Иркутск (из Иркутска возвратился в Якутск 11.06.1854).

1854 - 1-я миссионерская поездка на Амур через Аянский порт, побывал в Николаевске.

11.04.1854 - в Иркутском кафедральном Богоявленском соборе на заутрени о.Иннокентий вместе с архиепископом иркутским Афанасием читали Евангелие на 11 языках, в т.ч.: на бурятском, якутском, алеутском.

31.05.1855 - выехал из Якутска в Аян (цель поездки - побывать на р.Амур).

09.06.1855 - прибыл в Аян, но вследствие военных действий, не смог выехать из Аяна на Амур; вёл переговоры в п. Аян с офицерами английского военного десанта (Крымская война); первоначально подвергся аресту офицерами Чарльза Эллиота; с 1855 г. по ходатайству о. Иннокентия Святейший Синод разрешил, в виде исключения, проведение массовых крещений в Якутии и строительство новых часовен по всей Камчатской епархии; в Якутии часовни строились во всех отдаленных районах без ограничения.

01.08.1855 - отправился из Аяна обратно в Якутск.

26.08.1855 - прибыл в Якутск из Аяна.

11.02.1856 - выехал из Якутска в Иркутск (цель: 2-я миссионерская поездка по Амуру).

28.02.1856 - проехал через Шилкинский завод на Кяхту и Амур - до самого устья; произвёл записи своих наблюдений («Нечто об Амуре»).

29.05.1856 - прибыл с группой ген.-губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского в китайский г. Айгун, где в составе дипломатической миссии встречался с начальником провинции - китайским амбанем и его шеньшами.

01.12.1856 - возвратился в Якутск из Аяна (встречал гражд. губернатор Якутской обл. Иркутской губ. Н.Ф.Скрябин); приветствован указом Святейшего Синода о награждении орденом Св. Александра Невского.

1856 (авг.) - присутствовал в Петрербурге на коронации императора Александра II Освободителя. Синод удовлетворил ходатайства о.Иннокентия об учреждении викариатов в Ситке и Якутске.

1857 - в Москве и Петербурге изданы 8 книг на якутском яз. (в т.ч. Евангелие, "Краткая грамматика якутского языка" протоиерея Дм. Хитрова, а также книга самого святителя Иннокентия "Указание пути в Царствие Небесное"; книги привезены в библиотеку Троицкого кафедрального собора (г.Якутск), где все желающие могли с ними ознакомиться (впоследствии библиотека была разграблена).

1857 (конец июня) - выехал в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде в качестве его члена и для личного доклада о духовных нуждах Якутско-Камчатского края.

1857 - миссионерская поездка по Якутии и Северной Америке;

1857 (летом) – убыл в С.-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Для оптимального управления епархией, по ходатайству архиеп. Иннокентия, Святейший Синод назначает ему в помощь двух викарных епископов: в Якутск и Ново-Архангельск [11.01.1858 - Закон Российской Империи «О новом устройстве Камчатской епархии и о назначении епархиальной кафедре места там, где будет основано пребывание главного начальства Приморского края Восточной Сибири»: «…Викарию Якутскому именоваться епископом Якутским и подчинить сему викариатству округи: Якутский, Вилюйский, Олекминский, Верхоянский и Колымский, а викарию Ново-Архангельскому именоваться епископом Ново-Архангельским… Из сих викариатств на Ново-Архангельское обратить содержание, получаемое ныне Преосвященным Камчатским, которому до открытия викариатства в Якутске иметь главное пребывание в сём городе и временно пользоваться окладами, назначенными по новому штату для Якутского викария…».

11.01.1858 - Высочайшее повеление об учреждении викариатства в Якутске (викарию Якутскому велено именоваться епископом Якутским и заведовать округами: Якутским, Вилюйским, Олекминским, Верхоянским и Колымским); на Якутское духовное правление возложены обязанности от Камчатской консистории, которые ранее лежали на Новоархангельском правлении; указом Святейшего Синода кафедра архиерея Камчатской, Курильской и Алеутской епархии перенесена в станицу Усть-Зейскую (Благовещенск-на-Амуре) "для укрепления Амурского края"; в Якутске и Новоархангельске (Аляска) созданы викариатства.

23.02.1858 - в результате пожара в настоятельских кельях Спасского мужского монастыря (г.Якутск) погиб монастырский архив с записями о. Иннокентия.

09.05.1858 - прибывает в казачью станицу Усть-Зейскую (вместе с ген.-губернатором Вост.-Сибирской губ. Н.Н. Муравьевым-Амурским), где закладывает храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (по настоянию о.Иннокентия-Вениаминова Усть-Зейская столица переименовывается в г. Благовещенск), над амурской землей впервые поднято знамя Российской империи в честь присоединения Приамурья к России.

16.05.1858 – присутствовал при подписании Айгунского договора (на переговорах от Российской империи присутствовали также: ген.-губернатор Вост. Сибири Муравьев Н.Н., управляющий дипломатич. канцелярией, титулярный советник Бютцев Е.Г., статский советник МИД Перовский П.Н., управляющий путевой канцелярией губ. Карпов В.Д., подполковник ген. штаба Будагосский К.Ф., подполковник Языков В.Е., губернский секретарь дипломатич. канцелярии, переводчик Шишмарёв Я.П. и др. От Дайцинского государства: князь, Амурский главком И-Шань, полковник дивизионного начальника Дзараминга, Айгунский амбань Джораминга и др. В итоге заключён выгодный договор. России возвращались территории, отторгнутые китайцами по Нерчинскому договору 1689 - Албазинское воеводство в бассейне Амура и Зеи. Новая граница с Китаем прошла по Амуру (от Аргуни до Уссури), а край м. Уссури и морем остался в общем владении впредь до определения по сим местам границы. Реки Уссури, Сунгари, Амур находились в общем плавании, иностранные суда не имели права плавания по ним. Подданным обоих государств разрешались взаимная торговля и судоходство по Амуру, маньчжурские жители на лев. берегу Амура оставались китайскими подданными. Айгунский договор был дополнен Пекинским договором 1860, когда за Россией был закреплён Уссурийский край.

18.05.1858 – отслужил благодарственный молебен в Благовещенске по случаю заключения Айгунского договора.

1858 - посетил г. Николаевск.

1958 (сент.) - перевёл с Аляски в Якутск духовную семинарию, продолжил работу по переложению Священного Писания и богослужения на языки местных народов Якутии и Камчатки.

20.12.1858 - Указ императора об учреждени Амурской обл., Благовещенск стал административным центром; с этого времени началось хозяйственное освоение территории.

19.03.1858 - указ Святейшего Синода: всем "отправляющимся на священно- и церковнослужительские места в Якутскую и Приморскую области" высочайше дарованы особые привилегии (двойные прогонные средства на каждого члена семьи и годовой оклад жалования, а по выслуге 10 лет, пособие и оплата обратного пути, если кто-то хотел вернуться.

02.09.1858 - вернулся в Якутск из Аяна.

26.02.1859 - выехал в Иркутск для осущетвления рукоположения в сан еп. Новоархангельского, викария Камчатской епархии, ректора Якутской семинарии, архимандрита Петра, выбывшего вместе с ним.

29.03.1859 - совместно с архиепископом Иркутским Евсевием осуществил в Воскресенской церкви г.Иркутска хиротонию над архимандритом Петром.

05.06.1859 - возвратился в Якутск из Иркутска.

19.07.1859 - в Троицком кафедральном соборе (г. Якутск) совершил божественную литургию на якутском языке. «Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным» (См.: «Житие святителя Иннокентия Московского и Коломенского») - в 20-х гг. XX в. Троицкий кафедральный Собор г. Якутска по решению местных атеистических властей был закрыт, утварь и иконостас подверглись разграблению и осквернению, кресты демантированы, колокольня разрушена; вскоре там разместился Якутский государственный драмтеатр им. П.А.Слепцова-Ойунского - известного партийно-советского работника и беллетриста, ревностного гонителя якутского шаманизма и русского православия; в наст. вр. в здании Собора размещается Театр Эстрады и кафе, несмотря на протесты православной общественности.

1859 - переносит из Якутска архиерейскую кафедру на Амур (Благовещенск); новый епархиальный центр строился на берегу р. Зеи, в 4 верстах от города, в березовой роще с зарослями орешника; о.Иннокентий сам разработал проект зданий и инспектировал строительство, периодически наезжая из Якутска.

21.07. 1859 – подготовил инструкцию для священников Якутска о переводе церковных книг на якутский яз., о введении богослужения и отправления треб на якутском яз.

29.03.1859 – осуществил посвящение в викарии на Аляску декана Новоархангельской дух. семинарии архимандрита Петра.

1860 - приехал в Благовещенск; привез икону с собой Албазинскую (Торгинскую) икону из Сретенска и по его заказу для нее изготовили серебряный оклад с надписью: «Сия Албазинская икона Божьей матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 г. при первом вступлении в свой епархиальный город». Икону поместили в кафедральный собор Благовещенска; икона имела огромное значения для православных: место, где она находилась, становилось паломническим, с разных мест Амурской обл. и Д.Востока в Благовещенск стекались почитатели Албазинской иконы.

1861 - совершил литургию в Николаевске (Амур); посетил о-в Хоккайдо (Япония), встретился с главой православной миссии Николаем; провёл литургии.

1862 – прибыл на постоянное место жительства в Благовещенск после завершения строительства новой резиденции Камчатской епархиальной кафедры (решение Святейшего Синода); оставил в г. Якутске своего викария - преосвященного Павла (Попова) - первого официального епископа Якутского. Благовещенск становится центром обширных земель, возвращенных России Китаем по Айгунскому договору 1858 г.

1862 - исполнилось тысячелетие Руси; благословил открытие в Благовещенске духовного училища.

1863-68 – управлял епархией, совершая каждое лето длительные миссионерские и инспекционные поездки на специально построенном по его проекту и оборудованном походной церковью катере по Амуру и Зее; закладывал новые церкви, освящал построенные, совершал в сёлах и казачьих станицах массовые богослужения.

1865 - в последний раз посетил Якутск (встречен губернатором Якутской обл. Иркутской губ. Н.Ф. Скрябиным);

1865 (февр.) - подал в Синод первое представление по вопросу отделения Якутской обл. от Камчатской епархии и об учреждении самостоятельной епархии - положительного решения не последовало.

1865 - награждён орд. Святого Александра Невского.

07.07.1867 - назначил еп. Якутским, викарием Камчатской епархии Дм. Хитрова; чл. Святейшего Синода; почетный чл. Московского университета.

01.12.1867 – отправил письмо на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета с изрожением своего негативного отношения к продаже Аляски и Алеутский островов (российско-американский договор от 18.03.1867).

09.02.1868 - совершил епископскую хиротонию в Благовещенском каф. соборе над Дм. Хитровым с именем Дионисий.

18.01.1868 - назначен митрополитом Московским и Коломенским (вместо скончавшегося митр. Филарета).

25.05.1868 – прибыл в Москву; осенью осуществил поездку по осмотру духовно-учебных заведений епархии; зимой 1868 г. имел аудиенцию у имп. Александра II.

1869 (янв.) - учредил Православное Миссионерское общество (ПМО) с резиденцией в Покровском мон. (Москва), основаны Русские православные миссии в Монголии, Китае, Маньчжурии, Корее, Японии (1870), во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты.

08.01.1869 - избран почётным чл. Императорского Русского Географического Общества (ИРГО).

1869 (зима) - поднял вопрос перед Святейшим Синодом о создании Якутской епархии, был издан императорский указ об учреждении с начала 1870 г. самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии (53-й в составе Российской империи); первым епископом Якутским и Вилюйским стал о. Дионисий (Хитров) – сродвижник о. Иннокентия.

1869 (апр.) – совершил поездку в Петербург для присутствия в Синоде; резко выступал против реформаторской политики либерализации в духовно-учебных заведениях, а также за независимый и полновластный суд архиереев в духовных делах.

1870 - создал в первый в России Миссионерский институт в стенах Покровского миссионерского монастыря (Москва); о. Иннокентий стал терять зрение, поэтому вызвал в помощь себе в Москву своего сына, протоиерея Гавриила, который стал секретарём отца.

29.03.1870 – направил вместо себя настоятеля московского Чудова монастыря архимандрита Вениамина в г. Якутск на торжественное открытие епархии; Вениамин передал благословение о. Иннокентия якутской пастве и икону Святой Троицы, написанную на кипарисовой доске; икону был вставлен серебряный мощевичек с частицей Животворящего древа Креста Господня; надпись гласила: "Благословение граду Якутску и новоучрежденной епархии Якутской"; в наст. вр. икона хранится в кафедральном Никольском соборе, в алтаре.

1871 – прокурировал создание духовной семинарии в Благовещенске - совместно со своим преемником по Приамурской кафедре еп. Вениамине (Благонравове).

1874 – организовал первое периодическое издание ПМО - журнал “Миссионер”.

1877 - положил начало строительству миссионерской Боголюбской часовни в Москве.

31 марта (ст. ст.) 1879 - скончался, 05.04.1879 – погребён рядом с могилой митрополита Филарета (Дроздова) в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.

1974 (март) – Священный Синод Православной Церкви в США обратился к Священному Синоду РПЦ с просьбой о канонизации просветителя Америки митрополита Московского и Коломенского Иннокентия; комиссия Священного Синода РПЦ изучила материалы из жизни о. Иннокентия (Вениаминова) признала просьбу обоснованной.

06.10.1977 - Русской Православной Церковью святитель Иннокентий) причислен к лику святых; опубликована его каноническая биография (см.: "Житие святителя Иннокентия, Митрополита Московоского и Коломенского").

02.06.1996 - по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве основано Православное Братство во имя святителя Иннокентия.

1997 год объявлен в США годом святителя Иннокентия. В отреставрированной, на деньги правительства США, церкви Михаила Архангела создан историко-культурный заповедник – Дом русского епископа.

Именем Иннокентия (Вениаминова) назван вулкан - вершина Алеутского хребта на Аляске (2507 метров); в Благовещенске святителю Иннокентию установлен памятник; решением Ленского объединенного речного пароходства теплоход "Сибирский" переименован и носит имя "Святитель Иннокентий".

Источники:

Вениаминов И. Алеутский букварь. - М., 1836. Вениаминов И. Евангелие от Матфея. На алеутско-лисьевском и русском языках. - М., 1840. Вениаминов И. Население русских владений в Америке и разделение его // Журнал Министерства Внутренних Дел. - 1839. Вениаминов И. Мифологические предания и суеверия колошей… // Сын Отечества.-1839. т. II. Отд. 3. Вениаминов И. Способности и браки алеутов // Журнал Министерства Внутренних Дел. - 1840. - № 5. - ч. 36. Вениаминов И. Записки об островах Уналашкинского отдела. Ч.I-II. - СПб., 1840. Вениаминов И. Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка. - СПб., 1846. Вениаминов И. Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских с присовокуплением россиско-колошенского словаря. - СПб., 1846. Вениаминов И. Слово при вступлении в управление Московской паствой 26.05.1868 г. // Православное обозрение, 1868, май, с. 153-154. Вениаминов И. Указание пути в Царствие небесное. М., 1871. Письма И. Вениаминова К.Т. Хлебникову. 21 декабря 1824 года. // Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. - М., 1994. Административные документы и письма Высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского за 1864-1868 г.г. / Сост. Крылов В. Казань, 1908.

Алексеев А.И. Судьба русской Америки. - Магадан, 1975.

Алексеев В. Высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский.-Журнал Московской Патриархии (далее-ЖМП), 1949, № 7, с. 36-44.

Анисов Л.М. Просветитель Сибири и Америки: Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 224 с.

Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. - М.,1883.

Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. - М.: Синодальная типография, 1883..

Близнюк А., дьякон Этнографические и географические наблюдения в миссионерских поездках святителя Иннокентия (Вениаминова) // Сборник.- Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. - Белгород, 1999.

Дёмин Л. Семья первопроходцев // Голос Родины, 1983, № 33 (2385).

Жития Сибирских Святых / Под общ. ред. Преосвященного Сергия, епископа Новосибирского и Бердского.-Новосиб.-1999.

Избранные труды Святителя Иннокентия. / Сост. Борис Пивоваров.- Новосибирск, 1997.

Иннокентий проповедник на Алеутских островах. Жизнь и подвиги. (составлено Сысоевой Е.А. по книге Барсукова И. Иннокентий митр. Московский и Коломенский)/ - СПб. Родник, 1887.

Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский. Труды святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского.// Сборник.- Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. - Белгород, 1999..

Квашин М. Жизнь и деятельность Иннокентия Вениаминова: миссионера, ученого, первого епископа Камчатского (1797-1879 гг.) Краткая биография митрополита Иннокентия (Вениаминова) // Православие и современность. Информационно-аналитический портал. http://www.eparhia-saratov.ru

Курляндский И.А. К двухсотлетию со дня рождения святителя Иннокентия (1797-1879) // Американский Ежегодник. М., 1997.

Курляндский И.А. Святитель Иннокентий как преемник святителя Филарета (Дроздова) по управлению Московской епархией (по документам московских архивов) // Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири и его наследие: Материалы научной конференции. М., 2000.

Настольная книга для священнослужителя. Т. 2. М., 1978, с. 679-690).

Окладников А.П., академик. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова // Вопросы истории, 1976, №6;

Окладников А.П. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова. // Вопросы истории. 1976, № 6.- С.127.

Первопроходцы. Путешествия и подвиги святителя Иннокентия Митрополита Московского, апостола Америки и Сибири. М., 1999.

Поздеева И.В. Святитель Иннокентий организатор и руководитель перевода и издания книг на якутском языке. // Сборник.- Научно-богословские труды по проблемам православной миссии.

Причисление к лику святых апостола Северной Америки и Сибири митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) // ЖМП, 1977, № 12, с. 3.

Романова Н.В., Лазарева Н.Ю. Путешествия и подвиги святителя Иннокентия митрополита Московского, апостола Америки и Сибири. - М.,1999.

Руденко Ю.Т. Иннокентий Вениаминов об "амурском вопросе". // Иннокентьевские чтения: Научно-практическая конференция, посвященная 200-летию Иннокентия Вениаминова. - Чита: ЗабГПУ, 1998.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, апостол народов Сибири и Америки: Библиографический справочник./ Сост. Протоиерей Б.И.  Пивоваров, О.А.Павлова .- Новосиб.: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1997.

Скурат К.Е.. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни // ЖМП, 1981, № 9, с.68-70;

Соображения относительно открытия семинарии в Якутске. НА РС(Я). Ф. 283-и. Оп. 1. Д. 394. Л. 186 об. 1879 г.

«Указание пути в Царство Небесное» // Журнал Московской Патриархии, 1975, № 3, с. 66-79; № 4, с.69-78; Настольная книга для священнослужителя. Т. 2. М., 1978, с. 679-690).

Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность // ЖМП, 1979, № 3, с 70-71;№ 4, с. 73-77; № 5, с. 73-77; № 6, с. 68-77.

Фиалкин В. Московский период миссионерской деятельности высокопреосвящ. Иннокентия Вениаминова // Странник, 1891, I и II.

Явловский П.П. Летопись города Якутска от основания его до настоящего времени. Т. II (1801-1914). - Якутск: изд-во "Якутский край", 2000.

A Good and Faithful Servant. University of Alaska, Fairbanks and Alaska State Veniaminov Bicentennial Commitee. 1997. - P. 25-26.

©Victor Skripin - 2008




Hosted by uCoz