КОРПОРАТИВНАЯ АРХИТЕКТОНИКА
  ВИРТУАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТА

ПЕРВЫЙ ГОД ШТЫРОВСКОГО ПРАВЛЕНИЯ

Минул год (2002-2003 г., 27 января) со дня инаугурации ВАШа (здесь и далее под ВАШем мы подразумеваем небезызвестного Штырова Вячеслава Анатольевича - лидера Якутии). Переходный период от николаевского "золотого" ("Res-Publica") к штыровско-акимовскому ("Rex-Publica") привнёс некоторую трагическую ноту неопределённости в "правила игры" и общереспубликанский виртуальности - "virtus". Самое существенное изменение - трансформация госуправления в Якутии - её дрейф от парламентско-президентской в президентскую землицу. Отчасти, такое досадное умаление зачатков доморощенной "демократии" в сторону большей, если не "авторитарности", то уж исполнительской дисциплины на уровне ветвей власти, созвучно с вынужденным отказом от т.  н. "суверенитета" - излюбленной неомифологической индоктринанты, на коей ранее успешно паразитировали и делали себе карьеру соратники МЕНа, с благодарностью и алчно-лукавым трепетом беря у щедрого кремлёвского мечтателя ЕБН всё, что можно было "проглотить", "заглотить" в процессе приватизации и первоначального накопления капитала. Ведь главное - не мишура самостийности, а власть и собственность.

Приход ВАШа сопровождался некоторым "закручиванием гаек" и ознаменовал конец "героического периода". Но тактика нового режима была вполне логична и в чём-то неизбежна, ибо укрепление института губернаторства ("президентуры") - своего рода вынужденный ход, который субститутно компенсировал горечь утраты самостийно-суверенитетовских иллюзий местных князьцов. Иначе формулируя, можно утверждать: Саха-Республика, благодаря решительности ВАШа, переключила свой регистр, обменяв старые мифы на вполне реальную "президентскую" (читай - губернаторскую) власть. Это новейшее приобретение назвать процедурой обмена шила на мыло невозможно. Были и промашки:

1) выход чиновников во главе с Александром Акимовым, вооружённого метлой, на первый пост-коммунистический субботник,

2) саботаж госчиновничества в деле сокращения аппарата,

3) цензурная муштра бюджетных СМИ'шников.

От былой клоунады, помноженной на инстинкты толпы, алчно требующей "хлеба и зрелищ", остались только помпезные "юбилеи вхождения", будоражащие забвенье исторической памяти да, впридачу, пепел башни Ленского острога. Достижения в сфере экономики: сдача ЗАО АК "АЛРОСА" новому руководству, подведение черты под "Талакангейтом", договор с газпромовским олигархом Миллером, ввод Вилюйской турбины ГЭС-3, неуклонно-поступательный ход БАМовского рельсоукладчика к брегам Табагинского мыса и т.д., и т.п. - все эти, и иные, свершения досталось по инерции в наследство от великих начинаний МЕНа, отправленного ВАШем за тридевять земель сенаторствовать на чужбину, в невыносимо далёкую московскую ссылку, с её тяготами и лишениями.

Персональный состав нового правительства оперативно сформирован командой президента. Экс-премьер Семён Назаров поставлен постпредом в Первопрестольную. Назарова сменил на посту премьера чурапчинец Егор Борисов и новый 1-й зампред правительства Алексеев (бывший лидер Минимущества). Его предшественник Николай Ермолаев отправлен вицепрезидентствовать в ЗАО АК "АЛРОСА" на смену Матвееву (представитель Госсобрания в ФС РФ). Произошли кадровые перестановки в министериате (в Минздраве, в Минприроды, в Минмолодежи и проч.). Согласовываются с Кремлём кандидатуры российских силовых министерств при Якутии. Известно, что лидер ФСБ по Якутии Симон Анастатов покидает свой пост. Впрочем, пока не ясно следует ли ожидать за кадровыми перестановками радикальной оптимизации структуры правительства и министериата, а также изменений в самой президентуре? Можно ли ожидать радикальной административной реформы, призванной сбросить номенклатурный жирок и повысить управляемость? Во многом отмеченные вопросы связаны не столько даже с кадровыми перемещениями, сколько с проблемой дальнейшей коррекции Конституции республики, доработка которой только и способна легитимизировать модернизацию аппарата управления, вплоть до упразднением вице-президента.

Все вышеуказанные вопросы фокусируются не только на персону местного президента (губернатора), но и на новый законодательный орган - парламент. Но цель нашей статьи - попытка более детально осмыслить, что же из себя представляет местный парламент, в том виде, в каком мы его имеем.

РУКОВОДСТВО ПАРЛАМЕНТА

Впервые оглашенная в СМИ (ЯСИА от 28.01.03г.), структура илтумэновского спикериата и комитетов во многом сохраняет реликтовые черты старого двухпалатного парламента. Представим новую структуру парламента в виде двух обобщающих таблиц.

Табл. 1

РЕЙТИНГ СПИКЕРИАТА
РЕЙТИНГ СПИКЕРИАТА
№ п/п
Председатель парламента
Заместитель
Виртуальность
Корпоративная принадл.
№ изб. окр.
Должность до избрания
Год рожд.
Нац-ть
(RN) - респ. рейтинг
1.
СОЛОМОВ Ник.
-
Действ.
Иной (МЭН)
66
Нардеп, спикер ПП
1941
Якт.
38,97
2.
-
Заболев Юрий
Действ.
Муниципал
10
ген.дир. Як. МолокоЗавода
1954
Рус.
23,21
3.
-
Кимэн-Ким
Действ.
Иной (МЭН)
55
Нардеп, дир."Ай(Ё)Ай"
1958
Якт.
24,43
4.
-
Никитина Кэт
Действ.
Муниципал
4
Пред. ГорСобрание Як-ка
1948
Якт.
22,70
5.
-
Сидорова Лиза
Действ.
Образованец
40
зав.отд. ИПК МинОбр
1961
Якт.
26,78

Рейтинг команды спикера - 27,2

Hosted by uCoz

Табл. 2

РЕЙТИНГ ПАРЛАМЕНТСКИХ КОМИТЕТЧИКОВ

РЕЙТИНГ ПАРЛАМЕНТСКИХ КОМИТЕТЧИКОВ
№ п/п
Председатель комитета (формальный лидер)
Зампред комитета
Виртуальность
Корпоративная принадлежность
№ изб. окр.
Должность (до избрания в парламент)
Год рожд.
Нац-ть
(Rn) - респ. рейтинг
I. Комитет по бюджету, финансам, фиску и ценам (мытари)
1.
УАРОВ Александр
-
Действ.
Иной (МЭН)
44
Нардеп, пред. Бюджет. Ком.
1949
Якт.
29,03
2.
-
Петров Владимир
Virtual
Уголь
19
Ген.дир ГУП "Якуголь"
1951
Рус.
21,82
3.
-
Тимофеев Нюргун
Virtual
Алросник
48
Вице-президент ЗАО АЛРОСА
1963
Якт.
32,80
4.
-
Николаев Айсен
Virtual
Муниципал
9
Нардеп, пред.правл.КБ"АлмазЭргиэнБанк"
1972
Якт.
33,56

Рейтинг команды Бюджетного комитета - 29,3%

 
II.  Комитет по экономической, инвестиционной и промышленной политике
5.
КАЛИТИН Владимир
-
Виртуал
Алросник
23
Президент ЗАО АЛРОСА
1947
Рус.
22,59
6.
-
Вадюхин Геннадий
Действ.
Алросник
25
И.о. нач. отд. Упр. з/п АЛРОСА
1971
Рус.
12,38
7.
-
Брук Михаил
Virtual
Золото
32
Ген. дир. АО "АлданЗолото"
1954
Рус.
57,44

Рейтинг команды Промышленного Комитета -30,8%

 
III. Комитет по недропользованию, природным ресурсам и экологии
8.
МОРОЗКИН Александр
-
Виртуал
Алросник
68
1-й вице-презид. ЗАО АЛРОСА
1948
Рус.
22,57
9.
-
Антонов Анатолий
Действ.
Муниципал
46
Зам.дир. ООО "ДДК"
1960
Якт.
26,13
10.
-
Корнев Игорь
Virtual
Нефть-газ
42
Ген. дир. АО "ЯкутГазПром"
1962
Рус.
34,00

Рейтинг командв Недропользовательского Комитета - 27,6%

 
IV. Комитет по аграрной политике и земелепользованию
11.
ИВАНОВ Климент
-
Действ.
Иной (МЕН)
43
Нардеп, пр. сов. дир. ОАО "ЯНГ"
1936
Якт.
28,17
12.
-
Тимофеев Михаил
Virtual
Образованец
58
Декан фак-та ЯГСХА
1958
Якт.
28,20
13.
-
Макаров Иван
Virtual
Нефть-газ
53
ген. дир ГУП "Туймаада-Нефть"
1962
Якт.
29,56

Рейтинг команды Аграрного Комитета - 28,6%

 
V. Комитет по предпринимательству, приватизации и антимонополиям
14.
ОЛЕСОВ Семён
-
Действ.
Муниципал
12
Ген.дир. АО "Манньыаттах"
1960
Якт.
15,02
15.
-
Сидоров Сергей
Virtual
Нефть-газ
56
Ген.дир. АО "ЯкНефтеГазСбыт"
1961
Якт.
33,89
16.
-
Чаусский Николай
Virtual
Уголь
15
Дир. Нерюнгринского РМЗ
1941
Рус.
18,72

Рейтинг команды Предпринимательского Комитета - 22,6%

 
VI. Комитет по взаимодействию с "федералами"
17.
КОРНИЛОВА Зоя
-
Действ.
Иной (ВАШ)
5
Нардеп
1939
Якт.
18,80
18.
-
Дудников Александр
Virtual
ж/д транспорт
33
Ген. дир. АК "Ж/д Якутии"
1955
Рус.
25,16

Рейтинг команды Федерального Комитета - 22,0%

 
VII. Комитет по госстроительству, законодательству и МСУ
19.
КИМЭН-Ким Александр
-
Действ.
Иной (МЭН)
55
Нардеп, дир. ООО "Ай(Ё)Ай"
1958
Якт.
24,43
20.
-
Горохов Дмитрий
Virtual
Иной (МЭН)
65
Дир. заповедника "У.-Ленский"
1948
Якт.
31,47
21.
-
Гаврильев Александр
Действ.
Муниципал
11
Нардеп, освобожд. коммунист
1951
Якт.
12,25

Рейтинг команды Госстроительного Комитета -22,7%

 
VIII. Комитет по науке, культуре и СМИ
22.
ЖИРКОВ Александр
-
Действ.
Иной (МЭН)
49
Нардеп
1956
Якт.
39,20
23.
-
Пономарёв Семён
Virtual
Алросник
28
Дир. Айхальского ГОК АЛРОСА
1949
Рус.
20,29
24.
-
Алексеев Анатолий
Virtual
Образованец
41
Ректор ЯГУ
1946
Якт.
24,00

Рейтинг команды Научного Комитета -27,8

 
IX. Комитет по труд, социалке и ветеранам
25.
ГОТОВЦЕВ Юрий
-
Действ.
Иной (МЭН)
61
Нардеп
1939
Якт.
14,02
26.
-
Еремеев Леонид
Virtual
Муниципал
8
Нач.упр. ПенсФонд РФ в Як-ке
1957
Якт.
13,88
27.
-
Третьяков Павел
Virtual
Алросник
24
Пред. "ПрофАлмаз"
1954
Рус.
19,36

Рейтинг команды Комитета по социалке -15,8%

 
X. Комитет по здравозахоронению, семье, детству, молодежи, физкультуры и спорта
28.
БЕРЁЗКИН Федот
-
Действ.
Муниципал
7
Ген.дир АО "ЯкМедСтрах"
1964
Якт.
26,37
29.
-
Петрова Пальмира
Virtual
Образованец
3
Дир. Мединститута ЯГУ
1944
Якт.
22,70
30.
-
Кожевников Владимир
Virtual
Муниципал
16
Зам. ген. дир ГУП "ЯкУголь"
1954
Рус.
21,07

Рейтинг команды Здравозахоронительного Комитета -23,4%

 
XI. Комитет по Арктике и МНС
31.
КРИВОШАПКИН А.
-
Действ.
Иной (МЕН)
70
Нардеп, Постпред в ФС РФ
1940
Эвнк.
22,56
32.
-
Портнягина Екатерина
Virtual
Муниципал
59
Дир. МУП "ВерхоянТорг"
1953
Эвнк.
31,20
33.
-
Дойников Юрий
Virtual
Алросник
69
Дир. Мирнинского ГОК АЛРОСА
1955
Рус.
32,72

Рейтинг команды Арктического Комитета - 28,8%

 
XII. Контрольный комитет
34.
БУБЯКИН Борис
-
Действ.
Уголь
20
Зам. ген. дир. ГУП "ЯкУголь"
1949
Якт.
15,87
35.
-
Фёдоров Владимир
Действ.
Муниципал
2
Дир. салона "Victoria"
1968
Рус.
29,40

Рейтинг команды Контрольного Комитета - 22,6%

ИСТОЧНИК: Личная разработка автора

Hosted by uCoz

Прослеживается закономерность: усреднённый общереспубликанский рейтинг всех 12-ти председателей комитетов (23,23±7,01) меньше усреднённого рейтинга своих комитетских заместителей (26,61±9,70). Выбирали председателей комитетов сами парламентарии. Главный критерий на получение портфеля лидера комитета - это деление на "виртуалов" и "не-виртуалов". С взаимного согласия "виртуалы" воспользовались подзаконной привилегией вольнослушателей ("от сессии до сессии живут студенты весело"), избавившись от обязанности работать на постоянной основе. На комитеты посадили тех лиц, источником существования коих могла быть только смета расходов на жалованье парламента. В основном, это выходцы из николаевской номенклатуры, старая госбюрократия. Если посмотреть в графу "корпоративная лояльность" Табл. 1, сопоставив с графой "виртуальность", то многое прояснится. Кадровое микширование демонстрирует картину преемственности и замиренности представителей двух президентских режимов - николаевского и штыровско-акимовского.

Более того, нарочито формально (не фактически!) в комитетах, казалось бы, безоговорочно "доминируют" представители МЕНа - шесть "лидеров" (К. Иванов, А. Кимэн-Ким, А. Жирков, Ю. Готовцев, А. Уаров, А. Кривошапкин). Явных представителей ВАШа - три "лидера" (В. Калитин, А. Морозкин и, пожалуй, "независимая" З. Корнилова), а также три промежуточных "муниципала" из "Списка Михальчука" (Березкин, Олесов, Бубякин). Впрочем, все как один, дрейфуют по степени лояльности к режиму ВАШ. Причём, явные представители ВАШа ("алросники") воспользовались неслыханной привилегией, присвоив два открепительных мандата: и "виртуальность", и портфели лидеров ключевых в стратегическом отношении комитетов(!). Как представители супер-привилегированной корпорации ЗАО "АЛРОСА", Калитин и Морозкин посадили вместо себя рулить в парламенте на постоянной основе замов-дублёров - алросника-экономиста Вадюхина и муниципала-экономиста Антонова.

Именно исключение из правил (феномен двух "вольнослушателей" - Калитина и Морозкина) доказывает тезис о том, что председатели комитетов избирались по компромиссному критерию ("целесообразность", "корпоративность", "лояльность") в рамках гибкого компромисса между двумя режимами и с поправкой на выдающееся значение ЗАО АК "АЛРОСА" для экономики Якутии.

Согласно Табл.  1, рейтинг замов колеблется (±9,70) к рейтингу среднего ("идеального") депутата - применительно к специфическим условиям Якутии. Оценка электората в новых назначениях, никакой роли не играет. Выбор осуществлялся специфическими предпочтениями самих парламентариев на фоне общереспубликанских рейтингов, заработанных парламентариями в избирательных округах. Мы далеки от мысли, что все парламентские руководители глупее своих подчиненных, но именно последние определяли своих "руководителей". Но интересная получается картина. Закономерность такова:

- во-первых, рейтинг руководителей парламента меньше рейтинга председателей комитетов;

- во-вторых, рейтинг председателей комитетов меньше рейтинга их замов;

- в-третьих, рейтинг замов комитетов меньше рейтинга "простых" депутатов;

- в-четвёртых, рейтинг "простых депутатов" меньше рейтингов депутатов аутсайдеров (В. Филиппов, Ф. Тумусов, М. Санников), т.е. тех, кто первоначально претендовал на ключевые должности в парламенте, но впоследствии занял отстранённую позицию.

ВОЕННАЯ ИЕРАРХИЯ ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ

Если попытаться представить парламент, воспользовавшись "табелью о рангах" то, при грубом подходе получим: количество "мёртвых" и "живых душ" в новом парламенте имеет иерархию из семи категорий:

1) "Полковник" (1 нардеп): безальтернативный спикер Николай Соломов, т.е. в полном нарушении п. 2 ст. 55 конституции Якутии, согласно коей, цитируем: "Никто не может быть избран председателем палаты ГС (ИТ) РСЯ) более двух сроков подряд". Если бы мы использовали аналогию пчелиного улья, то пришлось бы присвоить звание главной матки-царицы.

2) "Подполковник" (1 нардеп): 1-й вице-спикер Юрий Заболев ("МлекоЗаводской"),

3) "Майоры" (2 нардепа): Кимэн-Ким ("Почётный Юрист") и Никитина ("Амазонка"),

4) "Ефрейтор" в должности штабного писаря-секретарши (1 нардеп): Сидорова ("Бедная Лиза"). Отрадно, что вся новейшая спикериада - из "Списка муниципалов" (Возрадуйся, о, Михальчук, возможно, взойдёт и твоя звезда!). Но муниципало-спикерская компания, будучи "держателем контрольного пакета парламентских акций", лишь тускло обрамляет подлинный бриллиант. Мы имеем ввиду ставленника нашего ВАШа, генерал-алросовца, не-депутата Матвеева, внештатно делегированного от ГС(ИТ) РС(Я) главным наблюдателем в Федеральный Совет Российской Федерации.

5) "Старшие и младшие лейтенанты" (руководители комитетов) - 12 душ (из них - 2 "витуальных" в статусе "трутней" и 10 "реальных" в статусе "рабочих пчёл").

6) "Сержанты" (зампреды комитетов): из них - 21 заместитель (из них - 20 "виртуальных" в статусе "трутней" и 4 "реальных" в статусе "рабочих пчёл").

7) "Рядовые" (освобожденные резервисты): абсолютно все из них "виртуальные", т.е. в статусе "пчёл-трутней"; таковых 51 нардепов.

Другая более упрощённая схема возможна при дихотомическом делении парламентариев на "виртуалов" и "не-виртуалов". Тогда получим шесть категорий.

Рисунок говорит сам за себя. Последующая задача законодателя заключается, пожалуй, в том, как наилучшим образом обосновать универсальный статус депутата в нормативно-правовом отношении и с поправкой на многообразие категорий? На поставленный вопрос у нас нет вменяемого ответа.

Можно лишь фиксировать, что дуальность существует как по отношению к парламенту в целом, так и по депутатским категориям. Между "виртуалами" тоже существует дихотомия. Это своего рода двойной стандарт двойного стандарта, помноженный на корпоративный и административный интерес. Мы не уверены, что этот дуальный стандарт вписывается в правила формальной логики. Можно высказать предположение, что многообразие депутатских категорий можно объяснить только соображениями "политической целесообразности". При доработке Закона об (однопалатном) парламенте законодателю предстоит столкнуться с проблемой юридико-правового обосновании дуальности статуса депутского корпуса. На наш взгляд, трудности неразрешимы. Интересы корпораций и интересы парламента могут в каких-то моментах совпадать. Нормативно-правовой унификации квази-однопалатная структура не подлежит. При всём уважении к архитекторам новой конструкции, назвать её однопалатной сложно. Какой принцип унифицирует депутатский корпус в некую "однопалатную" целостность? Кто делит депутатов на "виртуальных" и "не-виртуальных", "постоянных" и "непостоянных", "работающих" и "не-работающих" на постоянной основе? На основе какого нормативно-правового документа?

ОСНОВАНИЕ ДЕЛЕНИЯ: ДИСЦИПЛИНА ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ

В основу нашей классификации заложено два основания деления: с одной стороны - это армейская иерархия званий (урезанная, огрубленная); с другой, - принцип пчелиного улья, хоть и весьма упрощенного - по аналогии с рабочими и не-рабочими пчёлами. Первый иерархический принцип деления: "руководители - рядовые". Второй - детализирует и дополняет первый: и в том и в другом случае руководители и рядовые в самих себе делятся на "виртуальных (освобожденных) - "не-освобожденных" ("не-виртуальных").

Впрочем, с какой стороны смотреть: иногда, подчиняясь гипнотическому внушению "чёрное" называют "белым", а "белое" - чёрным. Кроме того, внешних наблюдателей, которые изучают состав нового парламента "едет крыша". Начинается, какая-то шизофрения. Однако происходит сие лишь по той причине, что нам многого не дано понять со своей колокольни, из своей инерционной системы отсчёта. В самом деле, почти все "промышленные генералы" (за исключением единиц), согласно нашей трактовке, разжалованы в "рядовые". Ведь их фактически исключили из законотворческого процесса, а, следовательно, они кажутся нам "виртуальными" трутнями. Но подобная легкомысленная трактовка несправедлива с точки зрения тех внепарламентских предприятий - ЗАО, АОА, ООО, над которыми они осуществляют своё руководство. Калитин неустанно вгрызается в кимберлитовую трубку. Брук, склонившись втрипогибели над лотком, натружено моет золото в горах. Дудников, пытливо всматриваясь в даль, прокладывает рельсы якутского БАМа и отдает приказ паровозу весело гудеть. Каждый "виртуал" пашет "по-чёрному" на своей деляне. Понятно, что настоящих "промышленных генералов" просто-напросто оставили на "боевом посту" в собственных внепарламентских окопах. Их место в руководстве парламента заняли постоянные "дублеры". Вот такая двойная оптика, которая действует по закону "Корпоративного разделения труда". Именно "политическая целесообразность" определяет как социально-корпоративный статус, так и рациональное разделение труда в общедепутатском улье, а также за его пределами. Подобно тому, как в подотряде жалящих членистокрылых гадов (муравьёв, пчёл, немок и прочих), у новых народных депутатов чрезвычайно развит, как бы сказали энтомологи, "полиэтизм" (т.е. разделение труда), сочетающийся в некоторых случаях с "временным социальным паразитизмом"). Вот почему условное деление на "виртуальных" и "не-виртуальных", "нерабочих" и рабочих" применимо (по аналогии) также и к семейству "homo deputaticus". Некоторые их них призваны собирать и приносить нектар, перерабатываемый в мёд законотворчества. Другие видят свою социально значимую миссию в том, чтобы лишь изредка (от сессии до сессии) приносить в улей пыльцу ведомственного лоббизма. Третьи - на периодических встречах и отчётах перед пассивным электоральным материалом (т.н. "народом"), чтобы благородно впрыснуть яд сладостной надежды, отложить популистскую куколку-личинку биологического бессмертия "deputaticus corporativus" на теле электората. Роль спикериата - общая координация жизнедеятельности парламентского улья.

Разумеется, наиболее эффективным средством полемики является жало. Именно жало позволяет впрыснуть оппоненту ту дозу ядовито-медоточивой агрументации, которая способна парализовать и разрушить способность к критической оппозиции. Однако (и это самое главное) жало важно не само по себе, но как средство "эффективной" политики: в способности ужалить. Мы уже неоднократно слышали расхожий тезис, согласно которому-де законотворческая функция парламента отмирает. От нынешнего улья не требуется патока законотворчества. Мол, существует-де только одна единственная извилина - общефедеральная. Местно-самостийное же зигзагообразное законодательство, отклоняющееся от прямой линии, подлежит выправлению, "приведению в соответствие". Кроме того, всем известно, что субъектами законодательной инициативы являются все ветви власти. Более грамотные законы могут подготовить и в правительстве. Важно и то, что новый парламент гарантирует единомыслие. Он будет действовать как единый, хорошо отлаженный организм. В корпоративном улье крамола и вольнодумство исключаются. Улей исключает разномыслие и анархию.

КРИСТАЛЛОГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ

Если попытаться графически представить каждого депутата в виде шестигранной ячейки (метафора улья), начиная с главы парламента, его замов, комитетов и просто депутатов, то не трудно получить изображение пятиугольника, удивительным образом напоминающий пирамидальный контур проекции ограненного бриллианта.

 Структура комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Рассмотрим Рис. 1.

В общем контуре симметрично расположим все 12 комитетов. Получим 72 ячейки, но депутатов, как известно, 70 (вместе с будущим иенгринским, которого предстоит избрать). Казалось бы, две лишние ячейки в основании можно мысленно отбросить.

На данной графеме пронумерованы все внекомитетовские депутаты-виртуалы, т.е. те, кто не входит в матрицы спикериата и комитетов.

Поразительно, но такой способ графического представления весьма символичен, невольно вызывает мысль о том, что структура нового парламента проектировалась, каким-то юмористом-инженером, например, из НИИпроалмаз, которому бы поручили спроектировать модель парламента. Вспомним, что ВАШ - бывший президент ЗАО АК "АЛРОСА", инженер строитель по специальности. Вероятно, наша догадка не далека от истины.

Но графему можно модернизировать, расположив комитеты более компактно ближе к вершине пирамиды - так, чтобы все матрицы комитетов не имели пустот (рис.2). Тогда в нижней части получим всех освобожденных депутатов-виртуалов, не входящих в руководство парламента (см. ячейки 42-70).

 Дифференциация депутатов, действующих на постоянной основе и на т.н. виртуалов

Рассмотрим Рис. 2.

В основании мы видим два "порока" между ячейками 67 и 68 - тенденция к вогнутости "рундиста". Чтобы получить совершенный парламентский "бриллиант" при дальнейшей обработке пришлось бы пожертвовать ячейками (56 -  70), а также ячейками 46, 56, 64, 55).

Граница между основной части проекции пирамидки (Спикериат, комитеты) и депутатами-виртуалами вызывает аналогию т.  н. "двойника прорастания". Граница показывает, как бы сказали минерологи, весьма совершенную "спайность". Опытный ювелир мог бы точечным ударом ровно отколоть по этой границе лишнюю часть (42 - 70), покончив с дуальной структурой.

Тогда, пользуясь терминологией ювелиров, в качестве парламентского "рундиста" будет та плоскость, коя служит нижней границей комитетов. Чтобы получить идеальный контур обработанного алмаза, пришлось бы пожертвовать на сей раз ячейками 29 и 36. Можно двигаться и дальше, снимая слой за слоем, но в каждом случае будем убеждаться в том, что структура неоднородна, имеет "микротрещины", следовательно, внутренне противоречива.

Посмотрим конкретно на устройство некоторых структур. В целом, комитетская структура громоздка, неуклюжа, имеет тенденцию к взаимному дублированию, подлежит оптимизации.

- Комитет по недропользованию и природным ресурсам нелишне объединить с Комитетом по землепользованию и агрополитике (экономия одного комитета). Основание для объединения: земля и её неотъемлемый атрибут - недра. Дубляж можно понимать по-разному: для кого-то он взаимодополнение, а кого-то, напротив, напоминает скрытную мотивацию трутней.

- "Гендерный" комитет семьи, детства, молодежи, физкультуры, спорта можно объединить с "арктическим" Комитетом малых народов Севера", а также с Комитетом по труду, социалке и ветеранам. (сэкономили бы два комитета). Основание для объединения - социально незащищенные слои и сопутствующие им социальные вопросы. Комитеты дублируется соответствующими структурами в системе исполнительной власти, а проблематику заимствуют из Института народов Севера АН РС(Я).

- Комитет по госстроительству, законодательству и МСУ не мешало бы объединить с Комитетом по взаимодействию с "федералами" (сэкономили бы один, а лучше бы оба комитета упразднить). Вышеназванные "юридико-правовые" ячейки вообще не нужны президентской администрации.

Во-первых, имеется Минюст, правоохранительные органы, локальные комитеты муниципальных образований, сами успешно занимаются строительством МСУ.

Во-вторых, для каждого нардепа знать проблематику МСУ - святая обязанность, т.к. в своём округе через свою представительскую функцию курирует становление народоправства.

В третьих, президенту Якутии (ВАШ) эти комитеты абсолютно не нужны, т.к. давным-давно создан и функционирует Департамент по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ, учреждениями федеральных органов на территории РС(Я). Возглавляет Департамент заслуженный юрист РС(Я) и РФ Вильям Очирович Иванов, имеющий опыт деятельности как в правоохранительных органах, так и в президентуре. Совершенно не случайно он замещает должность 1-го заместителя руководителя Администрации Президента РС(Я).

Самое анекдотичное в том, что лидерами "юридико-правовых" комитетов назначили тех самых лиц, которые только тем и занимались в романтический период "парада суверенитетов", что целеустремленно вносили всевозможные "несоответствия" в федеральное законодательство.

Контрольный комитет - пятое колесо в парламентской телеге, т.к. очень успешно (с 2001г.) функционирует Государственное контрольное управление при Президенте РС(Я). Функции ГКУ тотально объемлющие. При таком подходе задачи Контрольного комитета необходимо делегировать Мандатной комиссии, а её председатель тов. А. Гаврильев (портайгеноссен КП Якутии) получил бы реальную плеть против депутатов, т.е. строго бы следил как за регламентом и депутатской этикой, активно взаимодействуя по данным вопросам с президентской администрацией.

С учётом изложенного, нетрудно понять, что давно пора оптимизировать дублирующие комитеты. Осталось бы только 7 (семь).

Можно согласиться главным PR-технологом "тумусовской" оппозиции (т.е. с Владимиром Панковым), который правильно отмечал в прессе: "Выборы спикера и его замов превратились в пустую формальность" ("НВ", №4, с.1).

22 вируальных ("освобожденных") комитетчика. Ещё и ранее в нескольких своих публикациях мы упоминали их, характеризуя, то как "трутней", то как "белую кость". Но подобные определения не вполне верны. Эти депутаты, напротив, вовлечены в кипучую деятельность: каждый - в своей корпорации, на своём лоббистском рабочем месте, в том ведомстве, компании, учреждении, откуда и баллотировались.

"Неприкаянные" (а мы бы сказали - "ужаленные", "уязвленные") депутаты - это, конечно Ф. Тумусов, В. Филиппов, М. Санников. Не помог им (а, пожалуй, даже и навредил) высочайший мандат доверия и любви народа. Обладая незаурядными личностными (в том числе и лидерскими) качествами, а также безоговорочным окружным и общереспубликанским рейтингом, каждый из них был отстранён от парламентского руководства, не получив ни одного комитета. А ведь эта троица в своих амбициях, как многие ещё помнят, не побоялись замахнуться (пусть и безуспешно) даже на пост президента Якутии в 2000 г. Поразительно, Комитетом по науке верховодит преподаватель А. Жирков, а профессора и академики (например, акад. В. Филиппов, акад. П. Петрова, акад. А. Алексеев) - на вторых "виртуальных" ролях. Такова парадоксальная логика алогизма внутрипарламентских назначений. Мы далеки от того, чтобы оценивать подобные назначения как пережитки либерализма и демократии, скорее всего, депутатский корпус руководствовался принципом целесообразности.

POST SKRIPINUM

Размышление в таком направлении наглядно иллюстрирует, несовершенство представленной структурной модели, системообразующим стержнем которой является корпоративная целесообразность, а также политическая воля генерального архитектора - президента Якутии. Впрочем, в социальной реальности всё возможно, даже невозможное. Наверное, это и пытается доказать всем нам наш ВАШ. Итак, не претендуя на небесспорность, отметим: основное противоречие парламента 3-го созыва - в несоответствии парламентской структуры (общей дуальной архитектоники) тому, что обычно понимают под однопалатным парламентом. Приходится вспомнить великого душеведа и балагура Кузьму Пруткова и повторить вслед за ним тезис: если в клетке сидит мышь, а написано "Слон" - не верь глазам своим. Остается надеяться, что депутаты, покончив с дележом комитетских портфелей, вспомнят о необходимости сосредоточиться на вопросе стратегической значимости: доработают парламентскую структурно-функциональную архитектонику и разработают новые "правил игры" - чёткие и ясные принципы корпоративного лоббисткско-ведомственного парламентаризма.

POST POST SKRIPINUM ("Virtus" как атрибут государственности)

Самая красивая идея, коя пронизывает античность - культ воинского, брутального начала, породивший миф о воине-гражданине, воине-правителе. Римляне измыслили два мифа о своём героическом прошлом.

В соответствии с первым, они - дети бога войны Марса и сексапильной девки Реи Сильвии. Именно Марс, поработав над Сильвией, сотворил первых римлян, наделив их качеством бесстрашных воинов-завоевателей.

В соответствии со вторым мифом, римляне - потомки Энея, благочестивейшего из героев Трои. А посему именно честь, благородство, аристократизм, чистота помыслов, почитание долга возводится в культ гражданственности, становится мощнейшим фактором формирования политической культуры и государствогенеза.

Со времён "Res Publica", чётко конституируется основополагающее понятие этнополитического самосознания - "virtus". Первоначально термин переводился как "ратная доблесть", но впоследствии получил расширительную семантику, ибо настоящий гражданин воспринимается не только храбрым, бесстрашным, мужественным воином, но, во-первых, верным Отечеству, во-вторых, - своей семье, в-третьих, - самому себе. "Virtus" неукоснительно вменял участие, начиная с 18-ти летнего возраста, во всех военных компаниях (плебей - пехотинцем, патриций - конным). Причём, пеший воин, дабы стяжать "virtus", обязан участвовать в не менее чем 20-ти, а конный - в не менее чем 10-ти сражениях. Мандат на право замещения государственно-политических должностей - один: если ты не доказал персональный "virtus" - у тебя нет мандата, никто с твоим голосом считаться не будет. Таким образом, "с заднего хода" в политику тебе не пройти. Данному понятию "virtus" соответствует вся римская античная мифология, включая и старинные легенды о семи царях, т.е. начиная с выкомышей дикой волчицы - Ромула и Рема. Правила игры были вполне однозначными.

Якутским парламентариям предстоит сделать почти тоже самое, но с маленьким "но": не персональный "virtus" важен, а корпоративный. От личной доблести остался один пшик: бал правит пчелиный улей. Там - и главная матка, там - и рабочие пчёлы, там - и трутни… Всё это и называется корпорацией, корпоративной местечково-клановой архитектоникой…

[ИСТОЧНИК: Скрипин В. Корпоративная архитектоника виртуального парламента
// "Туймаада Сангата", №05(161), 07.2003, с.6-7].


Hosted by uCoz